Несколько слов об авторах собранных здесь произведений.
Первым идёт стихотворение Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932). Личность эта столь же яркая, сколь и недооценённая в истории русской литературы. Барин - по стилю жизни (многим поэтам и писателям был знаком его хлебосольный особняк на Черноморском побережье). Бунтарь - по отношению к обществу (всегда и всюду ниспровергал всяческие авторитеты, бывал и в ссылке за близость к революционерам). Литератор - по роду занятий (зарабатывал публицистикой). Художник - по складу души (не только сочинял стихи, но и рисовал: оставил коллекцию пейзажей). Историк - по интересу к общественным вопросам (уже в 1906 году он, подробнейше изучив Великую Французскую революцию, предрёк такую же долгую кровавую круговерть для России). Философ - по умению воспарить над мелкой действительностью (на каждом этапе революции подчёркивал, что это - лишь ступенька более длинной лестницы).
"Гражданская война" - лишь одно из цикла историко-философских стихотворений, основная часть которых написана под влиянием Великой Российской революции. Взглядов своих не скрывал ни при белых, ни при красных - и, однако же, его не тронули ни те, ни другие.
Гораздо больше Волошина известен Александр Александрович Блок (1880-1921). Впрочем, известно имя, а что за человек сам Блок? Сын очень разных родителей, соединивший сильный философский ум отца и художественные таланты матери. Пронизанное неспешностью богатого "дворянского гнезда" воспитание не смогло преодолеть отцовского же аскетического фанатизма. Бойкий и хорошо владевший языком Блок был, однако, лиричен и внутренне замкнут - не склонен делиться чувствами. Артистичность не заставляла его искать дешёвого признания.
Выходец "из хорошей семьи" (дед - А. Н. Бекетов - ректор Петербургского университета и друг Д. И. Менделеева, на дочери которого Блок и женился), он не был связан с революционерами. Однако общественные вопросы его волновали. Живя по законам "высшего общества", Блок чувствовал свою интеллектуальную элитарность и тяготился праздностью. Шире - тяготился разрывом между народом и существующей за счёт народа интеллигенцией.
Потому-то он деятельно принял переворот большевиков, видя в новой власти возможность служить просвещению народа. (Именно его, вместе с Горьким и Брюсовым, первым делом обещали повесить белые). Однако сменявшиеся чередой должности в разных учреждениях не давали удовлетворения; наступил упадок духовных сил. Умер Блок от болезни сердца.
Самый молодой из трёх авторов - Илья Григорьевич (Гиршевич) Эренбург (1891-1967). Из трёх он наименее склонен к философии, но не настолько прагматичен, чтобы отказаться от идеалов свободы. "Русский европеец": с 1908 года, после краткосрочного ареста за работу в партии большевиков, жил во Франции. Там постепенно перешёл от революционной деятельности к литературной жизни, издавал сборники стихов, приобщился к работе журналиста. После Февраля 1917-го Эренбург вернулся в Россию не для политики: в мыслях у него - стихи и любовь.
Не приняв переворот большевиков, Эренбург, однако, самые тяжёлые годы оставался на родине. Вернувшись во Францию весной 1921-го, не стал врагом Советской власти: в Европе он будет известен как защитник Советского Союза. Ещё позже Эренбург вернётся в СССР и станет знаменитейшим публицистом Великой Отечественной, а затем провозгласит послесталинскую оттепель… Но это потом. А в 1917-м Эренбург - просто молодой поэт, признанный таковым со стороны российского поэтического сообщества, хотя и не входящий в число знаменитых.
Итак, авторы наши - люди "одного цеха", успевшие ещё до революции проявить неравнодушие к судьбе страны. Задание же очень просто. Сопоставьте три точки зрения. И напишите свои мысли.
Высшая оценка - пять баллов.
Гражданская война
Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие - из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. В одних доселе не потух Хмель незапамятных пожаров, И жив степной, разгульный дух И Разиных, и Кудеяров. В других - лишенных всех корней - Тлетворный дух столицы Невской: Толстой и Чехов, Достоевский - Надрыв и смута наших дней. Одни возносят на плакатах Свой бред о буржуазном зле, О светлых пролетариатах, Мещанском рае на земле... В других весь цвет, вся гниль империй, Всё золото, весь тлен идей, Блеск всех великих фетишей И всех научных суеверий. Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать. В тех и в других война вдохнула Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, А вслед героям и вождям Крадется хищник стаей жадной, Чтоб мощь России неоглядной Pазмыкать и продать врагам: |
Cгноить ее пшеницы груды, Ее бесчестить небеса, Пожрать богатства, сжечь леса И высосать моря и руды. И не смолкает грохот битв По всем просторам южной степи Средь золотых великолепий Конями вытоптанных жнитв. И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: "Кто не за нас - тот против нас. Нет безразличных: правда с нами". А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. 21 ноября 1919 |
Интеллигенция и революция
"Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России" - слышу я вокруг себя.
Но передо мной - Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.
Россия - буря. Демократия приходит "опоясанная бурей", говорит Карлейль.
России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.
В том потоке мыслей и предчувствий, который захватил меня десять лет назад, было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда.
То были времена, когда царская власть в последний раз достигла, чего хотела: Витте и Дурново скрутили революцию веревкой; Столыпин крепко обмотал эту веревку о свою нервную дворянскую руку. Столыпинская рука слабела. Когда не стало этого последнего дворянина, власть, по выражению одного весьма сановного лица, перешла к "поденщикам"; тогда веревка ослабла и без труда отвалилась сама.
Все это продолжалось немного лет; но немногие годы легли на плечи как долгая, бессонная, наполненная призраками ночь.
Распутин - всё, Распутин - всюду; Азефы разоблаченные и неразоблаченные; и, наконец, годы европейской бойни; казалось минуту, что она очистит воздух; казалось нам, людям чрезмерно впечатлительным; на самом деле она оказалась достойным венцом той лжи, грязи и мерзости, в которых купалась наша родина. Что такое война?
Болота, болота, болота; поросшие травой или занесенные снегом; на западе - унылый немецкий прожектор - шарит - из ночи в ночь; в солнечный день появляется немецкий фоккер; он упрямо летит одной и той же дорожкой; точно в самом небе можно протоптать и загадить дорожку; вокруг него разбегаются дымки; белые, серые, красноватые (это мы его обстреливаем, почти никогда не попадая; так же, как и немцынас); фоккер стесняется, колеблется, но старается держаться своей поганой дорожки; иной раз методически сбросит бомбу; значит, место, куда он целит, истыкано на карте десятками рук немецких штабных; бомба упадет иногда - на кладбище, иногда - на стадо скотов, иногда - на стадо людей; а чаще, конечно, в болото; это - тысячи народных рублей в болоте.
Люди глазеют на все это, изнывая от скуки, пропадая от безделья; сюда уже успели перетащить всю гнусность довоенных квартир: измены, картеж, пьянство, ссоры, сплетни.
Европа сошла с ума: цвет человечества, цвет интеллигенции сидит годами в болото, сидит с убеждением (не символ ли это?) на узенькой тысячеверстной полоске, которая называется "фронт".
Люди - крошечные, земля - громадная. Это вздор, что мировая война так заметна: довольно маленького клочка земли, опушки леса, одной полянки, чтобы уложить сотни трупов людских и лошадиных. А сколько их можно свалить в небольшую яму, которую скоро затянет трава или запорошит снег! Вот одна из осязаемых причин того, что "великая европейская война" так убога.
Трудно сказать, что тошнотворнее: то кровопролитие или то безделье, та скука, та пошлятина; имя обоим - "великая война", "отечественная война", "война за освобождение угнетенных народностей" или как еще? Нет, под этим знаком - никого не освободишь.
Вот, под игом грязи и мерзости запустения, под бременем сумасшедшей скуки и бессмысленного безделья, люди как-то рассеялись, замолчали и ушли в себя: точно сидели под колпаками, из которых постепенно выкачивался воздух. Вот когда действительно хамело человечество, и в частности - российские патриоты.
Поток предчувствий, прошумевший над иными из нас между двух революций, также ослабел, заглох, ушел где-то в землю. Думаю, не я один испытывал чувство болезни и тоски в годы 1909-1916. Теперь, когда весь европейский воздух изменен русской революцией, начавшейся "бескровной идиллией" февральских дней и растущей безостановочно и грозно, кажется иногда, будто и не было тех недавних, таких древних и далеких годов; а поток, ушедший в землю, протекавший бесшумно в глубине и тьме, - вот он опять шумит; и в шуме его - новая музыка.
Мы любили эти диссонансы, эти ревы, эти звоны, эти неожиданные переходы... в оркестре. Но, если мы их действительно любили, а не только щекотали свои нервы в модном театральном зале после обеда, - мы должны слушать и любить те же звуки теперь, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что это - о том же, все о том же.
Музыка ведь не игрушка; а та бестия, которая полагала, что музыка - игрушка, - и веди себя теперь как бестия: дрожи, пресмыкайся, береги свое добро!
Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию. Вспоминаются слова Тютчева:
Интеллигенция и революция
(Ответ Александру Блоку)
Ещё один писатель выступил с прославлением большевизма. На сей раз не вздох о субсидии ницшеанца Ясинского [4], не рассказы о зверстве офицеров (за приличное вознаграждение) Серафимовича [5] - раздался искренний, пламенный голос большого русского поэта Александра Блока. В статье, напечатанной в газете левых с[оциалистов]-р[еволюционеров] "Знамя Труда", Блок прославляет "рабоче-крестьянскую революцию" и обличает интеллигенцию, которая, по его словам, ныне идет против народа.
Усмехаясь при известиях об "обращении" разных Ясинских, все мы, интеллигенты, в частности русские писатели, к которым обращается А. Блок, с глубокой скорбью читаем его исступленные и недостойные обвинения. Не только потому, что Блок истинный поэт, но потому что большой и многострадальной любовью любит он Россию. Во всей его поэзии главное место принадлежит России. Она появляется еще давно в туманном облике Прекрасной Дамы, она мелькает в снежных вьюгах, она дремлет в вековечном снегу, она - отроческая и жертвенная - бьется на Куликове, пьяная мечется, темная плачет, нищая поет, страдает, любит, верует.
И теперь А.Блок всецело исходит из любви к России, в отличие от многих иных его мало интересует, насколько различные эксперименты над живой плотью родины выгодно отразятся на опыте и развитии германской с[оциал]-д[емократии]. Но, любя Россию, Блок ее не видит, не хочет видеть. Ему мнится, что она ныне ветер, что она несется с силой бури к новому, к иному. Мчись! и нашу болящую родину, изнемогающую мать нашу, голодную духом и телом, днем творящую самосуды, вечером от стыда ревущую, вьющуюся от муки червем с единым стоном "доживу ль до завтра", - он представляет в роли мировой акробатки, с юным задором прыгающей в новый мир.
Блок зовет нас понять происходящее, прислушаться к музыке революции, к ритму ее.
Мне кажется, что я сейчас, закрыв глаза, слушаю. Вот крики убиваемых, пьяный смех, треск револьверов, винтовок, пулеметов, плач "подайте хлебушка, милостивец", - целых губерний и бодрый гимн марсельцев, запеваемый чисто по-русски на похоронный лад... Я слышу, как поют, стреляют, хоронят... Кто? Кого?.. "Товарищи красногвардейцы" - большевики Пресненского района РСДРП расстреливают "товарищей" меньшевиков Пресненского района РСДРП... Я слышу много голосов, но нет среди них радостного, кроме разве сентиментального чириканья германских радиотелеграмм, над всем слышу один крик - всех, всех, большевиков, меньшевиков, просто людей:
"Доколе? Доколе?"
Блок говорит, что ныне старое сменяется новым, истинным, справедливым. Надо лишь понять... Разогнана "учредилка", но сколько предвыборных махинаций, как гнусен парламентаризм на Западе, и, наконец, Бог знает "кого выбирала темная Русь".
А Советы? Или туда выборы происходят не подсчетом голосов, а сошествием Св. Духа? Или та же "солдатская, рабочая и батрацкая Русь" перестает быть темной, просветляется, выбирая в Советы? Конечно, много темного и отрицательного не только в парламентах, но в существе демократического государства, но все же лучше избирательная система французской палаты, чем прусского ландтага. А выборы в Советы тем отличаются от выборов в презренную "учредилку", что это выборы, как в прусский ландтаг, классовые, а не всеобщие. Старое заменится не новым, справедливым, а лишь карикатурой на старое.
Дальше Блок говорит - "долой суды!" Разве это не понятный клич? Суд, правосудие чуждо духу русского народа. Но разве суды отменены? (Только разве для проворовавшихся комиссаров.) Конечно, мы теперь любим слова благородные, иностранные. Вот иностранцы для определения законов самодура употребляют русское слово "Oukase", а мы не закон - декрет, не суд - трибунал. Разве не злые карикатуры на суд разыгрываются в Митрофаньевском зале? [6] Суд как суд, только судьи подобраны по партийной принадлежности, защитников арестовывают и пр. Это ли, Блок, замена старого новым?
"Мир и братство народов" - вот как определяет Блок смысл происходящего. Да, эти слова часто раздаются в речах большевистских ораторов и пестреют на "заборных" воззваниях. Но разве не великие слова: "Братство, Свобода, Равенство" значатся над воротами парижских тюрем, на тысячефранковых билетах, на левом уголке смертных приговоров! "Мир, братство народов", Гофман, Кюльман, карта и палец Гофмана, показывающий услужливому Троцкому судьбы племен [7]. Разгром татар в Крыму, поход на Дон, завоевание Украины... Бедные мы! Слова "мир", "братство" звучат для нас непостижимым, и на говорящего смотрим с опаской: не убьет ли...
Мне все равно, как это вы делаете, мне важно, что, - откровенно заявляет Блок. Но разве от "как" не зависит "что"? Во имя Христово и для насаждения Его учения гибли плотью первые мученики, каждым предсмертным хрипом укрепляя веру истинную, и во имя Христово и для насаждения Его учения сжигали кротких индейцев в Мексике, гонимых марранов в Испании, гуситов в Богемии, всюду, - сжигая и губя веру. Разве "как" не меняло "что"?.. Сам Блок, описывая в статье ужасы и пошлости европейской войны, заявляет - ее зовут освободительной войной, но так нельзя никого освободить. Но разве "так" могут дать мир - не Европе, не России, хотя бы одной Великороссии, разве можно насадить братство хотя бы меж меньшевиками и большевиками Пресненского района?
Русский народ жаждет подлинной правды, хочет построить жизнь по-своему, лучше, справедливее прежней. Интеллигенция, "просвещение" (в понимании XVIII века), "культура" (поверхностная) за это объявили ему войну. Писатель А. Блок это заявляет под одобрительный гул молодцов, чинящих быстрый суд над "саботажниками" ...
Нет, не в прививке простой "просвещения" видела спасение русская интеллигенция десятками лет. Она томилась и верила в душу России. Не только о "четыреххвостке" [8] и хороших порядках она тосковала. Не та же ли тоска о родной правде сжигала Гоголя, искажала усмешкой отчаянья и слезами умиления лицо Достоевского, гнала из норы умирающего старца Толстого? Ради России, правды народной, любви ради пролилась на желтый петроградский снег кровь декабристов, любви ради стриженные, выращенные в холе, такие беспомощные девушки тысячами умирали на каторге, любви ради - да, да! взяв на себя тяжелый крест любви - шли убить и умереть Каляев, Сазонов [9], иные.
Вы скажете - это было! Нет! Тот же крест вы могли видеть на плечах гимназистиков в октябрьские дни, 5 января - когда на флагах было "Да здравствует Учред. Собрание!", а в сердце - "умираем за Россию и за правду", тот же крест приняли умученные Шингарев и Кокошкин [10]. "Буржуй"? Кадет? конституция и пр. А вот прочтите недавно напечатанные письма Кокошкина из Германии - сколько в них отвращения к благоустроенной буржуазной стране, сколько веры в великую, еще нераскрывшуюся душу России.
Блок заверяет - народ хочет "все или ничего". Интеллигенция - по-мещански трезво рассуждает. Поэт Блок будет прекрасен, если в своей жизни сотворит нелепое страшное безумие. Но этого ли хочет народ? Миллионы крестьян, хотят они гибельного и прекрасного безрассудства - или земли, дешевых товаров, порядка? Опыт делается без их ведома, но за их счет. Делается кучкой интеллигентов, которым интересы доктрины важнее жизни России.
Вся остальная интеллигенция и мы, писатели (кроме Ясинского, Серафимовича и, увы, Блока), отвергнутые, затравленные, оплеванные, кричим: "Что вы делаете?" Мещанская мораль? отвратительное благоразумие? Нет, отчаянье зрячих среди слепцов, губящих себя и то, что не их, не наше, а общее - Россию. Или матери, которая хватает падающего в воду ребенка, вы тоже скажете - "не будь мещанкой! Он бы упал и погиб бы в сем водопаде".
Сам Блок подтверждает, что не ради "земных благ" борется с большевистской волной интеллигенция... У нас нет сейфов, и не о новом Галифе [11] мы мечтаем. Мы боремся за народную душу, против течения идем. "А! в воротничках! буржуи! саботажники", и, повседневно распинаемые, мы приняли и ваш гвоздь, Александр Блок! Вы грозите - если не уступите, будет еще хуже! Может быть, но этого мы уступить не можем, ибо надо через годины смуты пронести те источники, из которых пила и будет вновь пить, возжаждав, Россия.
Вы правы, когда говорите, что ужасны те, кто ныне отрекаются от России. Разлюбить страдающую мать нельзя, ибо "любовь все покрывает". Правы и когда верите, что Россия будет вопреки всему жить, что она не может умереть. Мы все помним прекрасные строки к России, написанные вами давно, задолго до революции:
[1] Потребилка - потребительская кооперация.
[2] "Не тронь моих кругов" (т.е. четрежей). Таковы, по преданию, последние слова Архимеда, которые он обратил к вражескому воину, видя, что тот собирается его убить.
[3] Те из социалистов, которые желали поражения России в войне, рассматривая это как удар по самодержавию.
[4] Ясинский Иероним Иеронимович (1850-1931) - беллетрист, журналист. Много печатался в газете "Биржевые ведомости". Редактировал журнал "Новое слово" (1908-1914).
[5] Серафимович (Попов) Александр Серафимович (1863-1949), писатель. Близок к революционерам. После взятия большевиками власти активно поддерживал их политику на всех этапах. В 1943 г. удостоен Государственной премии.
[6] Один из залов, до революции занимавшихся Московским окружным судом.
[7] Р. Кюльман и М. Гофман - немецкие представители на переговорах в Брест-Литовске.
[8] "Четырёххвостка" - демократическая система выборов, подразумевающая: 1) всеобщее, 2) прямое, 3) равное, 4) тайное голосование.
[9] Каляев Иван Платонович (1877-1905), Сазонов Егор Сергеевич (1879-1910), эсеры-террористы (убившие, соответственно, в.к. Сергея Александровича и В. К. Плеве).
[10] Шингарёв Андрей Иванович (1869-1918), Кокошкин Фёдор Фёдорович (1871-1918). Вожди кадетской партии, министры Временного правительства. Зверски убиты матросами и красногвардейцами в тюремной больнице Петропавловской крепости.
[11] Галифе (Galliffet) Гастон, маркиз (1830-1909), французский генерал. Отличился особой жестокостью при подавлении Парижской Коммуны 1871.