То, что произошло в следующее утро, бывшие жильцы дома № 13 и их соседи описывают следующим образом.
Около 10-ти часов утра появился городовой (бляха № 148), человек хорошо, конечно, известный в данной местности, который, очевидно, заботясь о судьбе евреев, громко советовал всем им спрятаться в квартиры и не выходить на улицу. Евреи, конечно, исполнили этот совет, и тесные еврейские квартирки наполнились испуганными жильцами. Дверь, ворота и ставни были заперты, и вся площадь около Азиатского переулка замерла в пассивном ожидании.
Я имею основание думать, что эта картина, - запертые ставни, опустевшие улицы и пассивное ожидание того, что должно случиться, - является характерной для предместий Кишинева в начале второго дня погрома. Я имел печальную возможность видеть и говорить с одним из потерпевших в другом месте. Это некто Меер Зельман Вейсман.
До погрома он был слеп на один глаз. Во время погрома кто-то из "христиан" счел нужным выбить ему и другой. На мой вопрос, знает ли он, кто это сделал, он ответил совершенно эпическим тоном, что точно этого не знает. Но один мальчик, сын соседа, хвастался, что это сделал именно он, посредством железной гири, привязанной на веревку…
Этот Зельман жил около бойни, на Магале (предместье). Совершенно так же, как и жильцы дома № 13, в этом предместьи все слушали с большой тревогой о том, что происходило в городе, также ждали приказа, который придет в ночь и не допустить дальнейших беспорядков. И также на следующее утро - в предместье, еще не испытавшее погрома и только ожидавшее его со страхом и недоумением, из города явился местный же городовой, состоявший около боен. Его тотчас же окружили жители предместья - молдаване, соседи евреев, Меер Вейсман не слышал, что им говорил городовой. Я не предполагаю, что городовой говорил что-нибудь дурное или прямо подстрекающее. Я думаю, что он только не чувствовал себя официальным лицом и говорил, как с добрыми соседями, одну чистую правду. А правда состояла в том, что он вернулся на свой пост без всяких специальных приказов, и в городе видел, как погром идет с усиливавшейся жестокостью в присутствие войск и полиции.
Из этого сообщения молдаване, жившие около бойни, сделали свои выводы. Они стали держать совет, который исходил из общего положения, что им, живущим около боен, очевидно, нужно делать то же, что делают в других местах города Кишинева. Из этого совещания Вейсман передает одну подробность: вопрос шел о двух братьях евреях. Толпа решила, что одного из них можно "оставить".
Затем евреи стали прятаться, где кто мог. Меера Вейсмана с семьей скрыл у себя добрый человек, сосед молдаванин, но жена его пришла с улицы и сказала, что толпа грозит за это расправиться и с ним. Тогда, - говорил Меер Вейсман, - "мы стали бегать". Ему пришлось потерять много времени для того, чтобы пристроить хоть маленьких детей в семье одного зажиточного соотечественника, принявшего христианство. Его дочери принимали малюток, но отец три раза выбрасывал их обратно через забор. Пришлось скрываться вместе с малютками. Меер Вейсман бежал на салотопный двор. Через некоторое время туда пришли молдаване с дрючками и стали "бить". Больше ничего он не помнит. Хотя история, Вейсмана составляет некоторое отступление от прямой нити моего повествования о доме №13, но я хочу досказать ее. Когда он очнулся в больнице, то первый вопрос его был о семье и дочери.
- Я здесь, - ответила Ита, стоявшая у постели. Но больной заметался сильнее и назвал опять: "Ита, Ита, где же ты?"
Когда она наклонилась к нему и опять повторила, что она здесь, - Меер Вейсман, не понимая еще, что случилось, стал шарить в воздухе руками и жаловаться, что не видит дочери.
Он ее не видел потому, что "христианский мальчик" выбил гирей ему другой глаз, вероятно, для симметрии. Впрочем… многие думают, что Меер Вейсман "сам виноват" и уже с "избытком вознагражден" за то, что никогда не может увидеть любимую дочь… Что же касается "христианского мальчика", совершившего над евреем операцию с гирей, то он, конечно, не заслуживает слов укоризны. Он скорее является "жертвой"…
Что ж, может быть, это и правда. Войти в жизнь с таким делом на совести… какой ужас, если "христианский мальчик" поймет, что он сделал. Если же не поймет, то он, действительно, жертва, еще более несчастная. Только… Действительно ли это Меер Вейсман повинен в этой жертве? …
Совершенно так же, как около боен, начиналась, по-видимому, и трагедия дома №13. Городовой (бляха № 148) так же, как его сослуживец, вернулся утром из города, где, вероятно, ждал ясных и точных приказаний, так же не получил их, так же явился в свой квартал и так же не мог дать другого совета, кроме: - Эй, жиды, прячьтесь по домам и сидите тихо. И так же, как около бойни, в числе громил явились соседи из окрестных улиц и переулков.
Городовой (бляха № 148), отдав свое благожелательное распоряжение, сел на тумбу, так как явно ему больше ничего не оставалось делать и, говорят, просидел здесь все время, в качестве незаменимой "натуры" для какого-нибудь скульптора, который бы пожелал изобразить эмблему "величайшего из христианских праздников в городе Кишиневе".
А рядом, в нескольких шагах от этого философа, трагедия еврейских лачуг во всем своем стихийном ужасе. Толпа явилась около 11 часов, в сопровождении двух патрулей, которые, к сожалению, тоже не имели никаких приказаний. Она состояла из человек 50 или 60, и в ней легко было заметить добрых соседей с молдаванскими фамилиями. Говорят, они прежде, всего подступили к винной лавке, с хозяином которой, впрочем, поступили довольно благодушно. Ему сказали: "дай 30 рублей, а то убьем". Он дал 30 р. и остался жив, - конечно, спрятавшись, куда можно было, чтобы все-таки не быть на виду и не искушать снисходительность дикой толпы…
Последняя же приступила к погрому. Площадь в несколько минут покрылась стеклом, обломками мебели и пухом.
Вскоре, однако, все почувствовали, что самое главное должно произойти около дома Мошки Маклина…
Почему? Сказать трудно. Был ли действительно у этих громил какой-нибудь план, руководила ли ими какая-то тайная организация, как это многие говорят в Кишиневе, или ярость толпы - этот слепой призрак с закрытыми главами, устремляющийся вперед с чисто стихийной бессознательностью, - это вопрос, который, может быть, разрешит (а может быть и не разрешит) предстоящее судебное разбирательство. Как бы то ни было, в доме № 13 к грохоту камней, треску стен и звону стекол вскоре должны были присоединиться крики убийства и смерти…
Налево от ворот, в углу, около которого сохранилась лужа крови до сих пор, есть несколько небольших деревянных сараев. В один из них спрятались от толпы громил стекольщик Гриншпун, его жена с двумя детьми. Ита Паскар тоже с двумя детьми и еще девочка 14 лет, служанка. Изнутри сарай не запирался, и, вообще, все эти сараи напоминают карточные ящики.
Преимущество их было только то, что в них нечего было ломать и грабить, и евреи рассчитывали на то, что здесь они будут не на виду. О защите нечего было и думать: в доме было только 8 мужчин; городовой № 148, не получив никаких приказаний, сидел на тумбе, а два патруля стояли в переулках выше и ниже разрушенного дома. А в толпе уже совершалось загадочное нарастание стихийного процесса, при котором из-под тонкого налета христианской культуры прорываются вспышки животного зверства. Разгром был в разгаре: окна были выбиты, рамы сорваны, печи разрушены, мебель и посуда обращены в осколки. Листки из священных книг валялись на земле, горы пуху лежали во дворе и кругом дома, пух носился по воздуху и устилал деревья, как иней.
Среди этого безумного ада, из грохота, звона, дикого гоготания, смеха и воплей ужаса, - в громилах просыпалась уже жажда крови. Они бесчинствовали слишком долго, чтобы остаться людьми.
Прежде всего кинулись в сарай. Здесь был только один мужчина - стекольщик Гринпшун. Сосед с молдаванской фамилией, которого вдова Гриншпуна называла по фамилии, как хорошего знакомого, первый ударил стекольщика ножом в шею… Несчастный кинулся из сарая, но его схватили, поволокли под навес и здесь докончили дубинами, именно на том месте, где теперь сохранилось кровяное пятно.
На вопрос, - действительно ли вдова убитого знает убийцу и не ошибается, что это был не захожий разбойник, не албанец из Турции и не беглый каторжник из тюрьмы, еврейка сказала с убеждением:
- Я держала его ребенком на свои руки. Дай Бог так жить, как хорошие были знакомые.
Этот "хороший знакомый" и нанес первый удар ножом в доме № 13. После этого положение определилось: первый предсмертный стон стекольщика, и евреям, и, быть может, самой толпе, стало ясно, чего от нее следует ожидать дальше. Евреи заметались, как "мыши в ловушке", - выражение одного из кишиневских "христиан", веселого человека, который и в подобных эпизодах находил поводы для веселья…
Некоторые из них кинулись на чердак…
В том самом навесе, под которым был убит Гриншпун, есть вверху темное отверстие, представляющее ход на чердак. Ход тесный и неудобный. Первый кинулся туда Берлацкий с дочерью, за ними последовал домохозяин Маклин.
Маклин, как было уже сказано, не жил в этом доме. Но здесь жила его дочь, и, обеспокоенный ее судьбой, он явился на место трагедии. Дочери он не застал. Она уже ранее уехала в город с детьми… Теперь ему приходилось спасаться самому.
Все трое проникли на чердак беспрепятственно.
Из этого следует, конечно, заключить, что далеко не вся толпа была проникнута жаждой крови, иначе, несомненно, их бы не допустили скрыться в этом темном отверстии куда приходилось пролезать с трудом, на виду у погромщиков, находившихся на дворе. Они скрылись; значит, их допустили скрыться люди, которые считали для себя удовольствием (или обязанностью) громить имущество, но не убивать людей. Однако, вскоре за беглецами кинулись на чердак и убийцы…
Чердак № 13 - мрачное, полутемное помещение, загроможденное балками, боровами труб и подпорками крыши. Несчастные беглецы, сделав несколько поворотов (дом расположен покоем), увидели все-таки, что здесь, в полутьме чердака, душного и тесного, им не скрыться. Слыша сзади крики погони, они в отчаянии стали ломать крышу.
Два черных отверстия, с разметанными вокруг черепицами, еще видны на крыше дома № 13 в то время, когда я пишу эти строки. У одного из них лежал во время нашего посещения синий железный умывальный таз… Нужно было много отчаяния, чтобы в несколько минут смертельной опасности голыми руками, пробить эти отверстия, но это им удалось: они хотели во что бы то ни стало взобраться на верх. Там был опять свет солнца, кругом стояли дома, были люди, толпа людей, городовой бляха № 148, патрули… Это был все таки день, свет солнца… и люди…
И они проломали в крыше два отверстия. Первым полез в одно из них Мовша Маклин, так как он "был человек маленький и легкий" (характеристика одного из очевидцев). Берлацкому же предстояло сначала подсадить дочь Хайку. Затем, когда он полез сам, то один из преследователей был уже тут и схватил его за ногу.
И вот на глазах у всей толпы началась отчаянная борьба. Дочь тащила отца кверху, снизу его держал один из преследователей. Борьба, конечно, была неравная и, разумеется, Берлацкому не увидеть бы еще раз солнечного света… Но тут Хайка Берлацкая перестала тянуть отца и, наклонившись к отверстию, попросила громилу отпустить его.
Он отпустил…
Пусть этому человеку отпустится часть его вины за то, что хотя на одно короткое мгновение, среди этой тьмы исступленного зверства, он допустил в свою душу луч человеческой жалости, что страх дочери-еврейки за жизнь еврея-отца все-таки проник в его омраченную душу… Он отпустил жида… Что он делал после этого? Может быть, ушел с побоища, устыженный и прозревший, вняв голосу Бога, который, как об этом говорят все религии, проявляется в любви и братстве, а не в убийстве беззащитных… А может быть, он очнулся от мгновенного порыва и раскаялся, но не в порыве зверства, а в движении человеческой жалости к убиваемым евреям, как это мы видели и на других примерах.
Как бы то ни было, а три жертвы оказались на поверхности крыши. Еще раз они увидели свет Божий, и площадь, и дома соседей, и синее небо, и солнце, и городового бляха № 148 на тумбе, и патрулей, ждавших приказа, и, может быть, еще того священника, который, руководимый христианским сознанием, пытался один, и безоружный, подойти к рассвирепевшей толпе громил.
Этот священник случайно проходил по площади, и евреи, которые смотрели из соседних домов на то, что творилось в доме № 13, - стали просить, чтобы он заступился. Имени священника я, к сожалению, не знаю.
По-видимому, это был добрый человек, который не думал, что есть на святой Руси или где бы то ни было такой народ, который заслужил, чтобы его людей убивали за какие-то огульные грехи, как диких зверей. Не думал он, очевидно, и того, что могут быть на Руси люди, которые имеют право убивать только беззащитных евреев, не стыдясь света дня и солнца. Непосредственное, первое, самое правильное побуждение заставило его подойти к толпе со словом христианского увещания. Но громилы пригрозили ему, и он отступил. Это, очевидно, был просто добрый человек, но не герой христианского долга. Надо думать, что, по крайней мере, он не стыдится своей попытки и своего первого побуждения.
В эту ли самую минуту, или в другую произошел этот эпизод, - во всяком случае, три жертвы очутились на крыше, среди города, среди сотен людей, без всякой защиты. Вслед за ними в те же отверстия показались убийцы.
Они стали бегать кругом по крыше, перебегая то на сторону двора, то появляясь над улицей. А за ними бегали громилы. Берлацкого первого ранил тот же сосед, который нанес удар Гринпшуну. А один из громил кидал под ноги убегавших синий умывальный таз, который лежал на крыше еще два месяца спустя после погрома… Таз ударялся о крышу и звенел. И, вероятно, толпа смеялась…
Наконец, всех троих кинули с крыши. Хайка попала в гору пуха во дворе и осталась жива. Раненные Маклин и Берлацкий ушиблись при падении, а затем подлая толпа охочих палачей добила их дрючками и со смехом закидала горой пуха…
Потом на это место вылили несколько бочек вина, и несчастные жертвы (о Маклине говорят положительно, что он несколько часов был еще жив) задыхались в этой грязной луже из уличной пыли, вина и пуха.
VII
Последним убили Нисензона. Он с женой спрятался в погребе, но услышав крики убиваемых и поняв, что в дом № 13 уже вошло убийство и смерть, они выбежали на улицу. Нисензон успел убежать во двор напротив и мог бы спастись, но за его женой погнались громилы. Он кинулся за ней и стал ее звать. Это обратило на него внимание. Жену оставили и погнались за мужем, он успел добежать до дома № 7 по Азиатскому переулку. Здесь его настигли и убили. При этом называют две фамилии, одна с окончанием польским, другая молдаванская. Перед Пасхой шли дожди, в ямах и по сторонам улиц еще стояли лужи. Нисензон упал в одну из таких луж, и здесь убийцы, смеясь, "полоскали" жида в грязи, как полощут и выкручивают стираемую тряпку.
После этого толпа как бы удовлетворилась и уже только громила дома, но не убивала. Евреи из ближайших домов вышли, чтобы посмотреть на несчастного Нисензона. Он был еще жив, очнулся и попросил воды. Руки и ноги у него были переломаны… Они вытащили его из лужи, дали воды и стали отмывать от грязи. В это время кто-то из громил оглянулся и крикнул своим. Евреи скрылись. Нисензон остался один. Тогда опять тот же человек, который убил Гриншпуна и первый ранил Берлацкого, ударил несчастного ломом по голове и покончил его страдания…
Затем толпа продолжала работать дальше. Площадь была загромождена обломками мебели, обрывками всякого старья, и выломанными рамами до такой степени, что проходить по ней было очень трудно. Одна еврейка рассказывала мне, что eй нужно было пробраться на другой конец, где остались ее дети, на руках у нее был грудной ребенок, и она напрасно дважды пыталась пройти. Наконец, знакомый христианин взял у нее ребенка, и только тогда она кое-как прошла черев эти беспорядочные баррикады…
В пять часов этого дня стало известно, что "приказ", которого с такой надеждой евреи ждали с первого дня, наконец, получен…
В час или полтора во всем городе "водворилось спокойствие". Для этого не нужно было ни кровопролития, ни выстрела. Нужна была только определенность.
А теперь нужны будут годы, чтобы хоть сколько-нибудь изгладить подлое воспоминание о случившемся, таким грязно-кровавым пятном легшее на "совесть кишиневских христиан"…
И не только на совесть тех, которые убивали сами, но и тех, которые подстрекали к этому человеконенавистничеством и гнусною ложью, которые находят, что виноваты не убийцы, а убиваемые, которые находят, что может существовать огульная безответственность и огульное бесправие.
VIII
Я чувствую, как мало я даю читателю в этой репортерской заметке. Ho мне хотелось все-таки выделить хоть один эпизод из того спутанного и обезличенного хаоса, который называется "погромом", и хоть на одном конкретном примере показать, что это было в "натуре".
Для этого я пользовался живыми впечатлениями очевидцев, переданными отчасти мне лично, частью же моему спутнику, который помог мне восстановить черта за чертой эту картину. Правда, это основано на показаниях евреев. Но нет основания сомневаться в их достоверности.
Факт несомненен: в доме № 13 убивали толпой беззащитных людей, убивали долго, среди людного города, точно в темном лесу. Трупы на лицо… А затем, - не все ли равно евреям, как именно их убивали? Для чего им выдумывать подробности? …
Мораль ясна для всякого, в ком живо человеческое чувство… Но во многих ли оно живо?
Этот тяжелый вопрос встает невольно, когда увидишь то, что мне пришлось увидеть в Кишиневе.
IX
А впрочем… Подавленный этим ужасающим материалом, я кончал свои беспорядочные наброски, когда прочитал в газетах о смерти кишиневского нотариуса Писаржевского. Имя этого человека было у всех на устах в то время, когда я был в Кишиневе. Молодой, красивый, богатый, вращающийся в "лучшем обществе" Кишинева, oн искал еще новых впечатлений. Десятки людей говорили мне о том, что Писаржевский, несомненно, лично участвовал в погроме, руководя толпою громил.
Говорили также много о том, какие сильные средства пускались в ход, чтобы затушевать это вопиющее дело и скрыть прямое участие в погроме кишиневского светского льва. Хотелось бы думать, что не все верно, что рассказывали по этому поводу, но и то, что верно, составило бы очень подходящее прибавление к страшной истории Кишиневского погрома…
Эти усилия не удались. Истина была слишком очевидна, и в газетах появилось известие о привлечении Писаржевского к делу.
После этого он продолжал прежний образ жизни: вращался в свете кутил, играл в карты. В роковую ночь ему очень везло в игре, он был очень весел, а на заре ушел в сад, написал на скамье: "здесь умер нотариус Писаржевский" и застрелился.
В газетных комментариях сообщают, что он был наследственный алкоголик, что его угнетала перспектива суда, что ему не удались какие-то любовные комбинации…
Все ли это? Теперь факт уже совершился, печальная расплата закончена… Мне кажется, я не унижу памяти несчастного человека предположением, что в том счете, итог которого сам он вывел на садовой скамейке, могли участвовать и еще некоторые цифры. Что на заре его последнего дня перед ним встало также сознание того, что он сделал, он, интеллигентный человек, - по отношению к христианам, которые убивали евреев…
Впрочем, все это, конечно, только предположения и, быть может, даже слишком оптимистические. Несомненную, хотя далеко не неожиданную истину высказал мне перед самым моим отъездом один простой человек, кишиневский извозчик, родом, впрочем, из Poccии. Когда мы разговорились с ним о погроме и его последствиях, он сообщил мне, что недавно возил по городу знакомого садовладельца.
Садовладелец приехал, чтобы, по обыкновению, занять денег для найма летних рабочих. Но евреи, все еще не уверенные в завтрашнем дне, закрыли кредит. Садовладельцу, поневоле, пришлось обращаться, вместо ростовщиков евреев
[2], к ростовщикам христианам. А уж это, господин, я вам скажу, дело известное, закончил он тоном глубокого убеждения, - когда жид спущал одну шкуру, то свой ростовщик теперь три шкуры спустит…
Этот мотив очень заметен теперь в Кишиневе… И среди людей, заведомо сочувствовавших погрому и разжигавших в толпе темные предрассудки, племенную ненависть и дикие инстинкты грабежа и убийства, местные люди могут указать весьма известных ростовщиков, которые теперь дождались своего часа…
***
Я не имел в виду создавать проекты решения еврейского вопроса. Но если бы я был одним из тех еврейских миллионеров, которые заняты этим вопросом, - я бы, признаюсь, не устоял против соблазна произвести один социальный опыт: я бы переселил, чего бы это ни стоило, если не всех, то огромное большинство евреев из места погрома.
Я вернул бы богачу его богатство, я сделал бы бедняка зажиточным человеком, под условием немедленного переселения. И когда из-под снятого таким образом пласта еврейского капитала выступил бы в данном месте свой отечественный и даже патриотический капитал, без примеси и без усложняющих обстоятельств, когда г. Крушевану не на кого было бы взводить мрачные небылицы о ритуальных убийствах
[3], а ростовщики и скупщики щеголяли бы в европейской одежде, - тогда, надо думать, стало бы ясно, в чем тут дело, и можно ли решать эти вопросы погромами и убийством "бухгалтеров" Нисензонов, несчастных стекольщиков Гринпшунов и извозчиков евреев, добывавших свой горький хлеб трудом таким же тяжким, как и труд их христианских собратьев…
И действительно ли гнет ростовщика легче от того, что он носит европейскую одежду и называет себя христианином…
[1] Примерно соответствует жалованию начинающего государственного служащего с высшим образованием. Принятие на государственную службу евреев не допускалось.
[2] Евреев часто обвиняли в том, что они занимаются только торговлей и ростовщичеством, а следовательно, наживаются на местном русском населении и закабаляют его.
[3] Ещё одно стандартное обвинение того времени против евреев - ритуальные убийства христианских детей, которых, якобы, требует иудейская религия. Ложность этих измышлений была с очевидностью показана в 1913 году на суде по "делу Бейлиса".