Академик Павлов против эмигранта Устрялова.

   1929 год. Нью-Йорк. Открытие всемирного физиологического конгресса. Четыре тысячи участников поднимаются, как один, и пять минут аплодируют появлению Ивана Петровича Павлова. Ещё четверть века назад 55-летний Павлов (всего он проживёт 87 лет) первым из российских учёных получил Нобелевскую премию. Princeps physiologorum mundi ("первейший физиолог мира") - называли его на Западе в 1930-х.
   Говорили ещё и так: "единственный свободный гражданин России". И при Ленине, и при Сталине, и в личных письмах руководству страны, и в публичных выступлениях Павлов со всей резкостью своего характера обрушивался на большевиков. Немало академиков сгинуло в ту пору с клеймом врага народа; и лишь для Павлова Сталин сделал исключение.
   Одно из его регулярных обращений в правительство - перед Вами. Письма Павлова не только прочитывались: ответы писал сам председатель Совнаркома В. М. Молотов. Ответы Молотова неинтересны. Не имея права отступить от официальной идеологии, глава правительства твердит об "освобождённом труде" и "бесклассовом социалистическом обществе" в Советском Союзе.
   Интересен другой - заочный - оппонент Павлова. Это Николай Васильевич Устрялов. Они не были знакомы. Юрист; двадцати шести лет от роду - приват-доцент Московского университета; на следующий год (1917) - видный кадетский деятель; у Колчака - глава бюро печати. Затем - Китай. Полтора десятилетия профессорствовал в Харбинском университете, ни на день не выпуская из мыслей покинутую родину.
   Ещё в стане Колчака Устрялов любовался государственным строительством большевиков. "Да здравствуйте революционная Россия! - записывал он в дневнике. - Пусть мы боремся с нею, - не признавать ее величия было бы близоруко и... непатриотично". Не удивительно, что в 1921-м Устрялов стал одним из авторов сборника "Смена вех", давшего название целому течению эмигрантской мысли. Убедившись в свёртывании военного коммунизма, сменовеховцы призвали к сотрудничеству с большевиками. Быть сменовеховцем - опасно: некоторые из них погибали от руки своих же собратьев, эмигрантов, не примирившихся с Советами. В Советском Союзе сменовеховцев тоже считали врагами - ведь они говорили о перерождении советской власти после революции…
   Не испытывая иллюзий относительно своей возможной судьбы, Устрялов в 1935 году всё же вернулся в СССР и через три года канул во мрак "большого террора".
   Как видно, ни одного из авторов нельзя заподозрить в обслуживании "социального заказа". Притом оба поднимаются над примитивными пропагандистскими штампами и смотрят на развитие страны с высоты птичьего полёта. И всё-таки приходят к противоположным оценкам. А Вы что скажете?
   Высшая оценка - пять баллов.

Письмо И. Павлова - В. Молотову [1]

В Совет Народных Комиссаров СССР

   Революция застала меня почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок дельной человеческой жизни именно 70 лет. И потому я смело и открыто критиковал революцию [2]. Я говорил себе: "чорт с ними! Пусть расстреляют. Все равно, жизнь кончена, а я сделаю то, что требовало от меня моё достоинство". На меня поэтому не действовали ни приглашение в старую чеку, правда, кончившееся ничем, ни угрозы при Зиновьеве в здешней "Правде" по поводу одного моего публичного чтения: "можно ведь и ушибить..."
Павлов Иван Петрович    Теперь дело показало, что я неверно судил о моей работоспособности. И сейчас, хотя раньше часто о выезде из отечества подумывал и даже иногда заявлял, я решительно не могу расстаться с родиной и прервать здешнюю работу, которую считаю очень важной, способной не только хорошо послужить репутации русской науки, но и толкнуть вперед человеческую мысль вообще. Но мне тяжело, по временам очень тяжело жить здесь - и это есть причина моего письма в Совет.
   Вы напрасно верите в мировую пролетарскую революцию. Я не могу без улыбки смотреть на плакаты: "да здравствует мировая социалистическая революция, да здравствует мировой октябрь". Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было. Ведь только нашим политическим младенцам Временного Правительства было мало даже двух Ваших репетиций перед Вашим октябрьским торжеством. Все остальные правительства вовсе не желают видеть у себя то, что было и есть у нас и, конечно, во время догадываются применить для предупреждения этого то, чем пользовались и пользуетесь Вы - террор и насилие. Разве это не видно всякому зрячему! Сколько раз в Ваших газетах о других странах писалось: "час настал, час пробил", а дело постоянно кончалось лишь новым фашизмом то там, то сям. Да, под Вашим косвенным влиянием фашизм постепенно охватит весь культурный мир, исключая могучий англо-саксонский отдел (Англию наверное, американские Соединенные Штаты, вероятно), который воплотит-таки в жизнь ядро социализма: лозунг - труд как первую обязанность и главное достоинство человека и как основу человеческих отношений, обезпечивающую соответствующее существование каждого - и достигнет этого с сохранением всех дорогих, стоивших больших жертв и большого времени, приобретений культурного человечества.
   Но мне тяжело не оттого, что мировой фашизм попридержит на известный срок темп естественного человеческого прогресса, а оттого, что делается у нас и что, по моему мнению, грозит серьезною опасностью моей родине.
   Во первых, то, что Вы делаете есть, конечно, только эксперимент и пусть даже грандиозный по отваге, как я уже и сказал, но не осуществление бесспорной насквозь жизненной правды - и, как всякий эксперимент, с неизвестным пока окончательным результатом. Во вторых, эксперимент страшно дорогой (и в этом суть дела), с уничтожением всего культурного покоя и всей культурной красоты жизни.
   Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями - это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от которой на настоящих людей едва ли бы значительно смягчилось, если рядом с ней поставить и другую нашу картину с чудесно как бы вновь выростающими городами, днепростроями, гигантами-заводами и безчисленными учеными и учебными заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнию древних азиатских деспотий. А у нас это называется республиками. Как это понимать? Пусть, может быть, это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверя, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства [3].
   Когда я встречаюсь с новыми случаями из отрицательной полосы нашей жизни (а их легион), я терзаюсь ядовитым укором, что оставался и остаюсь среди нея. Не один же я так чувствую и думаю?! Пощадите же родину и нас.

Академик Иван ПАВЛОВ. Ленинград 21 декабря 1934 г.

Архив президента РФ. Ф. 3. Оп. 33. Д. 180. Л. 47-50. Автограф.
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/letters/pav95ist.htm
(Проект: Социальная история российской науки)
http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/BIO/PAV_PATR.HTM
http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/MIND.HTM
(Проект: Vivos voco!)

Н.В. Устрялов. "О революционном тягле" [4].

1931 г.

   Что происходит в Советском Союзе? Как развивается исторический процесс русской революции? Каковы его перспективы?
Устрялов Николай Васильевич    Сейчас, кажется, как никогда обильна информация об этом процессе. Продумывая ее, вскрываешь существенно двойственный, двуликий ее облик. Она непрерывно мечется между ура и караул.
   С одной стороны - потоки сведений о разительных хозяйственных успехах, массовом трудовом подъеме, о быстрой и плодотворной индустриализации страны. С другой - нескончаемые вести о низком уровне жизни населения, о неслыханной жесткости политического режима, напряженности финансового и общего экономического состояния государства.
   Одни источники информации живописуют по преимуществу положительные стороны процесса, другие - отрицательные. Нередко оптимисты и пессимисты оспаривают друг друга. Мировая пресса полна этих полемик: пятилетка - в международном фокусе. Спорят и о фактах, и об оценках. Политический тон делает музыку.
   Внимательный анализ свидетельствует, однако, что в основном предметны и объективно доказуемы обе группы сведений. Двойственность информации коренится в основоположной двуликости самого процесса.
   Пользуясь старой терминологией русской публицистики, можно сказать, что революция на современной ее стадии жертвует народным благосостоянием во имя национального богатства. Отсюда неизбежная противоречивость ее наличного облика. Отсюда ее органический динамизм, ее "эротическая" взвинченность. Как древний Эрос, крылатый демон, она отмечена двойной печатью Пороса и Пении, богатства и скудости. "Не доедим, а социализм построим и своей страны в обиду не дадим".
   Разумеется, за этой схемой скрываются чрезвычайно сложные жизненные отношения, требующие особого, конкретно-политического и общесоциологического анализа. Но в качестве предварительной, именно схематической характеристики современной советской действительности приведенная формула вполне пригодна.
   Но она нуждается в обстоятельном, всестороннем раскрытии.

* * *
   Революция началась громовым провозглашением общенародной свободы. Она формально, да и по существу освобождала, раскрепощала все слои русского населения, предоставляла их собственным импульсам и собственному разумению. Дума 3 июня, буржуазия, интеллигенция, крестьяне, рабочие, солдаты - все восприняли крушение старого порядка как пришествие свободы.
   И свобода пришла, порвалась историческая узда. Свобода заправская, стихийная, радикальная. Свобода была исходной точкой русской революции, вожделенным заветом самых различных элементов русского общества. Либеральные думские помещики и тучковская буржуазия представляли себе эту свободу в свете западных канонов на мотив "обогащайтесь", крестьяне видели в ней конец помещикам и земельный передел, рабочие - материальную обеспеченность и облегченный труд, солдаты - добровольную демобилизацию, скорый мир. Интеллигенция венчала ее ореолом исконных светлых идеалов своей славной истории. "Малые народы" России ее не замедлили обернуть поветрием самоопределений, угрожая полным распадом государства. Все торопились заявить свои нужды, всякий норовил улучшить свое положение в государстве.
   Истории революции суждено было стать роковым испытанием всех этих фрагментарных, - слоевых, классовых и национальных, - представлений о свободе. Наивная анархия февраля явилась средою их непосредственного воплощения. Сталкиваясь и перемешиваясь, они породили, как известно, дикую социально-политическую какофонию, непримиримую усобицу общественных классов, добивавшую государство и таившую в себе собственную свою гибель. Февраль, как историческая реальность, изнемог, захлебнулся в смуте, в буйных припадках всероссийского "воровства", напомнившего старое наше Смутное время. В сущности, этой центробежной разладицей, этой лихою смутой наш февраль целиком исчерпывается, они являются и останутся его объективной жизненной характеристикою, - к немалой досаде тех, кто хотел бы его воспринимать не как историческую быль, а как лирический миф.
   Затем, мало-помалу, начинается обратный процесс. Социальная история Октября есть история мучительного самопреодоления всех групповых, классовых и национальных обособлений от общегосударственного дела. Свобода, реализованная в разброде, претворенная в смуту, уничтожает себя, и начинается последовательное закрепление, самозакрепощение за государством различных социальных сил, хлебнувших от кубка революции. Восстанавливаются политические скрепы общественного порядка, и чем безмернее была свобода, тем круче и самовластнее выросшая из нее диктатура. Под маской классовой борьбы идет беспримерное обуздание классовых домогательств, и во имя грядущего бесклассового и безгосударственного общества куется сегодняшняя мощь революционного государства. В результате переломных лет обретается новое политическое равновесие, рождается новое государственное сознание, создается новая идея-правительница. От анархической своекорыстной свободы страна идет к всеобщему, прямому и равному, суровому жертвенному тяглу.
   В самом деле. Рассеяны классы, по своей социальной природе враждебные новому центру государственной концентрации. Завершена ликвидация дворянства. Буржуазия в эпоху нэпа осуществляет известные служебные функции, но государство упорно стремится все крепче прибрать ее к рукам. Крупная буржуазия разгромлена раньше, средняя и мелкая втягивается на протяжении текущих лет в жесткое общегосударственное тягло.
   Но что происходит с победившими, трудовыми классами, "низами" вчерашнего дня? - Они тоже неотвратимо вовлекаются в подданство правящей идее, и от их обособленной классовой корысти остаются лишь воспоминания. Было время, когда деревня единодушно кончала помещиков, громила усадьбы и парки. Потом пошло расслоение внутри самой деревни, взаимный погром погромщиков, и постепенно стала вырисовываться объективная общая цель - "ликвидация крестьянства, как класса", т. е. непосредственное, безоговорочное служение всего деревенского населения общегосударственным задачам. Групповые, эгоистически-слоевые стремления разбиты по частям, экспроприаторы экспроприированы по очереди, согласно старому принципу divide et impera [5].
   Пролетариат, класс-гегемон? - Чрезвычайно интересны трансформации, постигшие его за эти 14 лет. В итоге и он прочно преодолевает призрачное "февральское" восприятие свободы. И для него свобода становится повинностью. И он - на службе у государства. Теперь нет ничего более для него позорного, чем "цеховые настроения", противополагающие самостоятельные классовые интересы рабочих задачам государственного целого. Теперь и он беспощадно закрепляет себя за своим государством, соревнуясь в ударной жертвенности с другими слоями общества.
   Малые и средние народности, входящие в Советский Союз? - Они также давно расстались с политическим сепаратизмом, всемерно крепят государственное единство Союза, и "местные шовинизмы" ощущают, как тягчайший из грехов. Они крепко впряжены в общесоветский воз.
   Старая интеллигенция? - Кажется, наиболее болезненная тема, особенно в данный момент. Но по существу ясно: она либо перерождается, либо гибнет. Исчезает тип старого интеллигента: ему нет места в новых условиях. И это даже независимо от формальной политической окраски. Отмирает психологический тип, знамя целой большой исторической полосы. Было время, когда одна часть нашего образованного слоя сажала в тюрьму другую. Но ныне словно кончается расслоение, и гр. Коковцев делит судьбу не только с Керенским и Милюковым, но и с Троцким: брели розно, но за бортом очутились гуртом. Да, перерождение либо гибель. Переродившиеся закрепляются в свой черед за государством, отчуждаются полностью в его распоряжение.
   Четырнадцать лет. Революционное поколение биологически вытесняется пореволюционным. Но помимо естественного течения времени, действуют и специфические факторы: создается впечатление, что какая-то жуткая Немезида торопит сойти в могилу человеческий материал, зараженный воздухом смутной революционной весны, органически начиненной прежними впечатлениями, старыми навыками и привычками, духом неизбывного протеста против небывалого деспотизма новой государственной дисциплины. Он ускоренно вытесняется, - этот изношенный и разгромленный материал, - новой породой людей, которую генеральная логика процесса воспитывает и муштрует по своему образу и подобию. Новой людской породой, с новыми личными стимулами, переключаемыми на коллектив, с душами, глухими к традициям. "Бритые люди с острыми подбородками...".
   Было бы ребячеством отрицать, что весь этот процесс переходной эпохи выступает достаточно тяжкою поступью. Он развивается, как принято говорить, "через противоречия", в напряженной и накаленной атмосфере. Было бы лицемерием утверждать, что он не нуждается в конкретной критике и заведомо обеспечен конечным успехом. Но из этого вовсе не следует, что он не органичен, не народен в глубочайшем смысле слова. Его направляет инициативное меньшинство, вновь сформированный правящий слой, гвардия ведущей идеи, - это бесспорно. Но разве сам этот слой не выдвинут нацией в итоге страстного исторического отбора и разве не связан он с нею тысячью жизненных уз? Разве не стал он органом ее воли, ее драматического самообуздания? Смутное время начала XVII в. кончилось тоже разительной победой государственного центра над вспышкою групповых своеволий; народные массы вышли из него жестко прикрепленными к государству, - и, однако, оно не перестает тем самым оставаться комплексом подлинно народных движений.
   Для русского народа доселе характерно состояние своеобразной "добровольно-принудительной" самозакрепощенности ради великих государственных задач. Людей современного Запада эта историческая русская черта повергала часто в изумление: "что за чудесная страна Россия, - дивились они: - людей там бьют, и они вырастают героями" (Ибсен). И если теперь на всех мировых политических перекрестках гремят филиппики международных свободолюбцев, клеймящие русское "рабство 20 века", то по существу дела эти громы менее всего оглушительны. Большие явления требуют больших критериев для оценки. Нельзя одним задорным словцом отмахнуться от огромной, всемирно-исторической проблематики русских событий. Народы большого стиля в судные часы своего бытия никогда не боялись и всегда дерзали, становясь на горло собственной "свободе", сознавать себя "рабами" заданной им великой цели.
   Так в логике революции творится возрождение государства. Но это - государство революции, не отрешающееся от нового мира, а несущее его в себе. И народ, создающий это новое государство, познает свою свободу - в служении, свое право - в своем историческом долге, и труд свой, свой тяжкий подвиг превращает, - по известному определению, - в дело чести, дело славы, дело доблести и геройства.
Устрялов Н.В. Наше время. Харбин, 1934. С. 50-57.
Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг. Документы и материалы. М., 1999. С. 205-209.


  [1]  На машинописной копии письма - надпись: "т. Сталину. Сегодня СНК получил новое чепуховое письмо академика Павлова. Молотов".
  [2] Вот, например, что говорил Павлов в одной из публичных петроградских лекций 1918 года: "Для тех стран, где заводская промышленность начинает стягивать огромные массы, для этих стран, конечно, выступает большой вопрос: сохранить энергию, уберечь жизнь и здоровье рабочего. Далее, культурные классы, интеллигенция обыкновенно имеют стремление к вырождению. На смену должны подыматься из народной глубины новые силы. И конечно, в этой борьбе между трудом и капиталом государство должно стать на охрану рабочего.
  Но это совершенно частный вопрос, и он имеет большое значение там, где сильно развилась промышленная деятельность. А что же у нас? Что сделали из этого мы? Мы загнали эту идею до диктатуры пролетариата. Мозг, голову поставили вниз, а ноги вверх. То, что составляет культуру, умственную силу нации, то обесценено, а то, что пока является еще грубой силой, которую можно заменить и машиной, то выдвинули на первый план. И все это, конечно, обречено на гибель, как слепое отрицание действительности".
  [3] В черновике того же письма сохранились и такие слова: "Это бесспорно скверная людская практика. Люди порядочные в этой школе делаются позорными рабами... С рабами, конечно, ничего хорошего не сделать, а рабский дух, основательно натренированный, скоро потом не выгонишь".
  [4] Эта статья была напечатана в газете "Утро" (Тянь-цзинь) 17 мая 1931 г. Она явилась откликом на социалистическое наступление, вступившее тогда в острую фазу. Мировая пресса была в то время полна выпадами против "рабства", будто бы воскрешаемого в России советским правительством. Мотив "революционного тягла" воспринимался автором как ответ на эти выпады (прим. авт.).
  [5] Разделяй и властвуй (лат.).

к перечню
Hosted by uCoz