учебные материалы


История России в 11-х классах СУНЦ НГУ.
Темы рефератов

   I. Спорные вопросы истории науки

   
   1. Движущая сила "дела Лузина": учёные или политики?

   Критика известнейшего российского математика 1920-х гг. Н.Н. Лузина (кстати, среди выходцев "Лузитании" - и М.А. Лаврентьев) началась в 1936 году газетой "Правда". Значит, несомненно наличие политической подкладки. Но известно и другое: в числе самых яростных критиков академика были некоторые его ученики - учёные, внёсшие крупный вклад в математическую науку XX столетия. Задача автора реферата - разобраться: почему возникло "дело Лузина", кто определял его сценарий и развязку?
   Разобраться в этом поможет сборник документов. При работе с ним упор надо сделать не на авторское введение, а собственно на документы.
   Обязательная литература:

   Дело академика Николая Николаевича Лузина. / Сост.: Н.С. Ермолаева, А.И. Володарский, Т.А. Токарева. Отв. ред.: С.С. Демидов, Б.В. Левшин. СПб., 1999.
   Дополнительная литература:

   Лаврентьев М.А. Николай Николаевич Лузин // Успехи математических наук. 1974. Сентябрь-октябрь. Т. XXIX. Вып. 5 (179) http://prometeus.nsc.ru/akademgorodok/lavrentev/works/luzin.ssi
   Токарева Т.А., Володарский А.И. "Дело академика Н.Н.Лузина" и советская пресса (июль-август, 1936 г.) // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1999. М., 1999. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/tk-vl99i.htm
   Юшкевич А.П. "Дело" академика Н.Н.Лузина // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.377-394. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/os/377-394.pdf
   
   2. Особый случай академика Капицы

   В начале 1930-х годов П. Л. Капица работал в Англии. В 1934 г. он приехал в СССР в отпуск - и не смог вернуться: его не выпустили из страны, невзирая на протесты иностранных учёных. Сталин создал для него институт, построил здание, купил технику. Ко времени задержания Капица был уже известен среди физиков. Но в это же время разворачивались гонения на других учёных, не менее, а то и более авторитетных в научном сообществе. Чем же Капица так привлёк Сталина, что ему в годы "большого террора" позволялось больше, чем другим? Почему в конце концов он попал в опалу, но не был уничтожен?
   Обязательная литература:

   А.Б. Кожевников. Ученый и государство: феномен Капицы // Философские исследования, 1993, № 3, с. 418-438. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/koj93sp.htm
   Есаков В.Д., Рубинин П.Е. Капица, Кремль и наука. Т.1. Создание Института физических проблем 1934-1938. М.: Наука, 2003.
   Петр Капица. Триста писем в Кремль. [документальный фильм с воспоминаниями С. П. Капицы] http://www.rutv.ru/video.html?d=0&vid=34040
   Дополнительные материалы:

   Подборка материалов в Музее П.Л. Капицы: http://www.kapitza.ras.ru/museum/
   Подборка материалов в проекте "Vivos voco!" http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/KAPITZA/KAPITZA.HTM
   
   3. Генетики в годы лысенковщины: методы выживания

   Известно, что научная генетика была при Сталине разгромлена Лысенко и его компаньонами, монополия которых продолжалась (даже если считать только от августовской 1948 года сессии ВАСХНИЛ) более полутора десятилетий. Многие видные генетики погибли. И тем не менее, после потери сторонниками "мичуринского учения" поддержки властей оказалось, что в стране есть люди, готовые вновь поднять знамя генетики. Каким же образом им удалось сохраниться? Какие методы выживания оказались успешными, какие - неудачными?
   Обязательная литература:

   Александров В.Я. Трудные годы советской биологии: записки современника. СПб, 1993. http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/ALEXANDROV/CONTENT.HTM
   Берг Р.Л. Суховей. М., 2003 (или др. издание). Главы: "Непокоренные", "Побежденные победители", "Кордебалет спящих мух", "Правда - ложь, а ложь - правда". http://modernproblems.org.ru/memo/119-syxov1.html?showall=1, http://modernproblems.org.ru/memo/120-syxov2.html?showall=1
   Струнников В.А. Шёлковый путь. М., 2009 (или др. издание). Главы: "Начало научной карьеры", "Трудовая деятельность", "Августовская сессия ВАСХНИЛ", "Работы, не связанные с генетикой", "Работы, связанные с генетикой".
   Рапопорт И.А. Сорок лет спустя - встреча со студентами ЛГУ // Иосиф Абрамович Рапопорт - учёный, воин, гражданин: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 2001. С. 123-143. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/rapoport.pdf
   
   4. Зачем Сталин разгромил генетику?

   История гонений на генетиков стала хрестоматийной ещё в годы Советского Союза. В подробностях описаны гонения 1930-х гг., разгром 1948 г. и дальнейшее господство лысенковщины. Но остаётся вопрос: зачем это было нужно И.В. Сталину? Для чего он уничтожил в нашей стране научную генетику и тем самым отказался от возможности использовать таланты генетиков на благо советского сельского хозяйства? Задача автора реферата - представить существующие точки зрения на этот счёт и убедительно обосновать собственное мнение.
   Обязательная литература:

   Рапопорт И.А. Сорок лет спустя - встреча со студентами ЛГУ // Иосиф Абрамович Рапопорт - учёный, воин, гражданин: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 2001. С. 123-143. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/rapoport.pdf
   Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947-1952 гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 4. С. 26-58. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1997/4/26-58.pdf
   Есаков В.Д. Новое о сессии ВАСХНИЛ 1948 года // Репрессированная наука. Вып.2. СПб.: Наука, 1994, с.57-75. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/esak94os.htm
   Вавилов Ю.Н. Август 1948. Предыстория // Человек. 1998. № 3. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/LYSENKO.HTM
   Резник С.Е. Снова о Вавилове и Лысенко // Природа, 1992. №11. С. 88-98. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1992/11/88-98.pdf
   Дополнительная литература:

   Музрукова Е.Б., Чеснова Л.В. Советская биология в 30-40-е годы: кризис в условиях тоталитарной системы // Репрессированная наука, СПб.: Наука, 1994. С. 45-56. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/os2/45-56.htm
   Кременцов Н.Л. Равнение на ВАСХНИЛ // Репрессированная наука. Вып.2. СПб.: Наука, 1994. С. 83-96. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/krem94os.htm
   Левина Е.С. Трагедия Н.И.Вавилова // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.223-239. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/os/223-239.pdf
   Лебедев Д. В. Помогают ли опыты на простейших понять трагические события в отечественной биологии? (Реплика участника этих событий) // На переломе. Советская биология в 20-х-30-х годах. Вып.1. СПб., 1997. С. 165-170. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/naperelome/1/165-170.pdf
   Обмен письмами между Т. Д. Лысенко и И. В. Сталиным в октябре 1947 г. // Вопросы истории естествознания и техники. 1998. № 2. С. 153-166.
   http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1998/2/153-165.pdf
   Россиянов К.О. Сталин как редактор Лысенко (к предыстории августовской (1948 г.) сессии ВАСХНИЛ) // Вопросы философии, 1993. № 2. С. 56-69. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vf/1993/2/56-69.pdf
   Еще раз о Н.И. Вавилове и Т.Д. Лысенко [Волков В.А. У истоков "лысенковщины". Левина Е.С. Некоторые уточнения] // Природа. 1997. № 11. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/LYSVAV.HTM
   Социальная история отечественной науки. Биология и медицина // http://www.ihst.ru/projects/sohist/bio.htm
   Левина Е.С. Вавилов, Лысенко, Тимофеев-Ресовский. М.: 1995.
   Сойфер В.Н. Власть и наука. История разгрома генетики в СССР. М., 1993 или др.
   
   5. Физики и политики в эпоху сталинских "научных дискуссий"

   Вторая половина 1940-х гг. - время, когда в самых разных науках проводились "научные дискуссии", имевшие непременную особенность: их результат определялся партийно-государственными органами. Почему же физикам удалось миновать это время относительно благополучно? Задача автора реферата - показать, какие существуют мнения по этому вопросу и убедительно обосновать собственную точку зрения.
   Обязательная литература

   Всесоюзное совещание физиков 1949 г. Проект решения // http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/vs1949pr.htm
   Визгин В.П. Ядерный щит в "тридцатилетней войне" физиков с невежественной критикой современных физических теорий // Успехи физических наук. 1999. Т. 169. № 12. С.1363-1389. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/ufn/1999/12/r9912i.pdf
   Сонин А.С. Совещание, которое не состоялось // Природа, 1990, №3, с.97-102; №4, с.91-98; 1990, №5, с.93-101 (с предисловием С.П.Капицы и послесловием М.А. Маркова). http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1990/3/97-102.pdf
   Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947-1952 гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 4. С. 26-58. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1997/4/26-58.pdf
   Горелик Г. Е. Неэлементарный вопрос физики элементарных частиц // http://ggorelik.narod.ru/Dau/Tamm_Ivanenko_1934_ Priroda_2004.htm
   Дополнительная литература:

   Томилин К.А. Физики и борьба с космополитизмом // Физика XIX-XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XX в. М.: Янус, 1997, с.264-304. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/tom97ph.htm
   Сонин А.С. Советская история физики и борьба с "космополитизмом" // Исследования по истории физики и механики. 2005. М.: Наука, 2006, с.146-176. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/iifm/2005/146-176.pdf
   Ахундов М.Д. Спасла ли атомная бомба советскую физику? // Природа, 1991, №1, с.90-97. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1991/1/90-97.pdf
   Визгин Вл.П. Спасенная дважды: советская теоретическая физика между философией и ядерным оружием // История советского атомного проекта, вып.1, М.: "Янус-К", 1998, с.329-391.
   
   6. Академик Павлов: диссидент или верноподданный?

   Широко известны факты резко критического отношения нобелевского лауреата физиолога И.П. Павлова к советской власти. Даже в 1930-е гг. он писал председателю Совнаркома В.М. Молотову такие письма, за которые любой другой советский гражданин немедленно попал бы в "компетентные органы". С другой стороны, известны похвальные слова, сказанные Павловым перед лицом делегатов Всемирного физиологического конгресса 1935 г. - о советском правительстве как авторе перспективных социальных экспериментов. Задача автора реферата - показать, какие объяснения этого удивительного сочетания предлагаются историками науки, и убедительно обосновать собственную точку зрения.
   Обязательная литература:

   "Пощадите же родину и нас". Протесты академика И.П.Павлова против большевистских насилий // Источник. 1995. №1(14). С.138-144. http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/letters/pav95ist.htm
   Тодес Д. Павлов и большевики // Вопросы истории естествознания и техники. 1998. №3. С. 26-59. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/viet/1998/3/26-59.pdf
   Григорьян Н.А. Противостояние системе. К оценке социально-политической позиции И.П.Павлова // Философские исследования, 1993. № 4. С. 399-417. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/grig93sp.htm
   Самойлов В.О. О патриотизме и диссидентстве Павлова. // Природа. 1999. № 8. С. 104-118. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1999/8/pavlov.pdf
   Дополнительная литература:

   Павлов И.П. О русском уме // Природа. 1999. № 8. С. 93-103. http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/MIND.HTM

наверх


   II. Лица людей науки

   
   7. Владимир Николаевич Ипатьев: исследователь и организатор промышленности

   "In memory of the Russian genius, Vladimir Nikolayevich Ipatieff, inventor of the octane gasoline" - написано на его надгробии в Нью-Джерси. Интересен Ипатьев не только своими научными успехами. Но также тем, что успешно находил общий язык и с царским правительством, и с большевиками, будучи в 1910-е - 1920-е годы крупным организатором химической промышленности. Но в 1930-е стал "невозвращенцем" и ещё два десятилетия плодотворно работал в США. Задача автора реферата - показать, за счёт чего В.Н. Ипатьев добился успеха, и за счёт чего в итоге вынужден был эмигрировать.
   Обязательная литература:

   Ипатьев В.Н. Жизнь одного химика. Воспоминания. Том 1, 2. Нью-Йорк, 1945.
   Дополнительная литература:
   Кузнецов В.И. Превратности творчества академика В.Н.Ипатьева // Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991. С. 367-376. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/os/367-376.pdf
   
   8. Андрей Дмитриевич Сахаров: физик и правозащитник

   Один из ключевых участников престижного военно-научного проекта по созданию термоядерной бомбы, в 32 года он был уже академиком и героем социалистического труда. Этим высоким положением он пожертвовал, став одним из крупнейших диссидентов. Задача автора реферата - показать, какие личные качества и особенности биографии Сахарова обусловили столь крутой поворот.
   Обязательная литература:

   Сахаров А.Д. Воспоминания. Т. 1, т. 2. М., 1996 (или другое издание). http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Vospominaniy_Sod.htm
   
   9. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский в науке и в житейских бурях

   Писатель Даниил Гранин под впечатлением от знакомства с ним написал книгу, названную "Зубр". В возрасте нынешних младших студентов этот "матёрый человечище" ещё рубился в Гражданской войне, а в возрасте нынешних старших аспирантов уже руководил берлинской лабораторией и работал на острие мировой биологической науки. После принудительного возвращения в СССР он едва не умер в лагере, но выжил и продолжал своё дело во главе отдела в закрытом городке на Урале, а затем и в Москве. Задача автора реферата - раскрыть "секрет Тимофеева-Ресовского", позволивший ему, несмотря на ни на что, стать авторитетным учёным.
   Обязательная литература:

   Тимофеев-Ресовский Н.В. Воспоминания. М., 2008 (или другое издание).
   Дополнительная литература:

   Социальная история Российской науки (Интернет-проект) http://www.ihst.ru/projects/sohist --> Учёные
   

наверх


   III. Российская история в местном приложении

   
   10. СО АН СССР: почему и для чего?

   Создание Сибирского отделения Академии наук и строительство "с нуля" новосибирского Академгородка - один из самых громких и самых дорогих советских проектов конца 1950-х годов, находившийся на личном контроле Н.С. Хрущёва. В чём состоял замысел инициаторов этого проекта, и благодаря чему он увенчался успехом?
   Обязательная литература:

   Сибирское отделение Российской академии наук: создание (1957-1961 годы): Сборник документов. Новосибирск, 2007.
   
   11. Академгородок-1968: модели поведения

   Весной 1968 года 46 научных работников и преподавателей Академгородка подписали открытое письмо в высшие органы советской власти с требованием пересмотра только что вынесенного приговора группе диссидентов. Это была одна из попыток борьбы за свободу на том этапе, когда ресталинизация ещё не до конца заморозила ростки хрущёвской "оттепели".
   Власти устроили показательное осуждение "подписантов". В желающих осудить "отщепенцев" недостатка не было. Но между двумя полюсами (убеждённые борцы за свободу и убеждённые сторонники политической системы) существовали промежуточные ступени. Каковы были эти ступени, предлагается оценить автору реферата.
   Обязательная литература:

   Кузнецов И.С. Новосибирский Академгородок в 1968 году: "Письмо сорока шести". Новосибирск: Клио, 2007.
   
   12. Первая в СССР: история появления ФМШ.

   "Об организации физико-математического училища-интерната" - так назывался один из проектов создания того, что мы привыкли называть "ФМШ". В чём же состоял первоначальный замысел, как и почему менялся?
   Обязательные источники:

   Стенограммы заседаний Президиума и Бюро президиума СО АН СССР за 1960-е годы.
   Переписка СО АН СССР с партийными и советскими органами за 1960-е годы.
   Печатные выступления организаторов и преподавателей ФМШ.
   
   13. ФМШ на перекрестии школьной системы и Академии наук.

   Член бюро президиума СО АН СССР экономист Г.А. Пруденский во время одного из заседаний по вопросам Физматшколы не выдержал и возмутился: какой-то гараж, какие-то котлы для столовой - как можно выносить на обсуждение столь высокого органа власти такие мелкие вопросы? М.А. Лаврентьев ответил: "Надо, чтобы все директора [институтов] чувствовали, что для их сотрудников работа в [физико-математической] школе есть прямое дело каждого товарища".
   Чем же была важна ФМШ для Сибирского отделения, какие препятствия пришлось преодолеть её создателям, и каким образом это было сделано?
   Обязательные источники:

   Стенограммы заседаний Президиума и Бюро президиума СО АН СССР за 1960-е годы.
   Переписка СО АН СССР с партийными и советскими органами за 1960-е годы.
   Печатные выступления организаторов и преподавателей ФМШ.
   
   14. Отцы-основатели, или почему ФМШ стоит на улице А.А. Ляпунова?

   Известно, что СУНЦ НГУ носит имя М.А. Лаврентьева, а улица, на которой стоит ФМШ, недавно была переименована в улицу А.А. Ляпунова. Какова роль этих двух людей в создании ФМШ? Кто ещё может претендовать на включение в число отцов-основателей?
   Обязательные источники:

   Стенограммы заседаний Президиума и Бюро президиума СО АН СССР за 1960-е годы.
   Переписка СО АН СССР с партийными и советскими органами за 1960-е годы.
   Печатные выступления организаторов и преподавателей ФМШ.
   Дополнительная литература:

   Воспоминания об М.А. Лаврентьеве и А.А. Ляпунове.
   
   15. История семьи и история страны.

   Достоинство реферата по истории своей семьи - вовсе не в древности родословной: достаточно знать факты из жизни бабушек и дедушек, а может быть, и того ближе. И не в количестве титулов, полученных предками (хотя и титулы забывать не следует). Главное - надо увязать жизнь своих предков с историей России. Показать, на каких отрезках история семьи определялась поворотами "генеральной линии партии", а где сыграли роль личные качества отдельных людей. Понять, какие развилки доводилось миновать Вашим предкам, и какие обстоятельства определяли их выбор.
   Обязательный источник:

   Воспоминания родственников
   Дополнительный источник:

   Документы из семейных, государственных и ведомственных архивов
   
наверх

   IV. Россия советской поры

   
   16. Нэп и первые пятилетки: смена эпох в советском плакате

   Между двух мировых войн люди не знали ни Интернета, ни массового телевидения. Особую роль играл плакат.
   Сопоставив все доступные нам плакаты 1920-х и 1930-х годов, разберитесь с их содержанием, с их оформлением. Одни сюжеты, может быть, проходят неизменными из эпохи в эпоху. Другие встречаются только в одном из двух периодов (или встречаются с разной частотой). В каких-то случаях, возможно, тема сохраняется, но меняется содержание лозунгов и картинок. Из всего этого сделайте вывод: что общего между жизнью в годы нэпа и первых пятилеток; в чём разница?
   Можно подумать: "Зачем я буду открывать Америку? О разнице между нэпом и первыми пятилетками написано в учебнике". Действительно, открывать Америку не нужно. Но полезно проверить, верно ли она описана первооткрывателями. Ведь учебник, во-первых, может быть субъективен, как и любое авторское сочинение. Во-вторых, он старается указать лишь самые крупные явления и пренебрегает мелочами, которые иногда важны. Наконец, учебник тяготеет к государственной политике, ему трудно улавливать события повседневной жизни.
   Что до иллюстраций, то не обязательно вставлять в работу все плакаты, которые Вы решите упомянуть. Можно ограничиться лишь типичными и теми, которые обязательно надо увидеть. Всего же надо использовать (назвать, хотя бы без иллюстрации) не менее 25 плакатов по 1920-м годам и не менее 25 - по 1930-м. Впрочем, оценивается не количество, а качество.
   Обязательный источник:

   www.plakaty.ru (разделы: "Агитационные", "Рекламные", "Социальные").
   
   17. "Сумбур вместо музыки"

   Осуждение в партийной печати музыки Д.Д. Шостаковича - самое яркое проявление кампании по борьбе с "формализмом в искусстве", начавшейся в 1936 году. Между тем, вплоть до появления разгромных статей в "Правде" Шостакович ведь безоговорочно признавался советской критикой не только талантливым, но и "идеологически выдержанным" композитором.
   Чем объяснить, что композитор, хотя и отказался принести публичное покаяние, не только не лишился ни жизни, ни свободы, но в следующем году фактически был "реабилитирован"? Кому и зачем нужна была кампания 1936 г.? Был ли Сталин ее единственным инициатором и руководителем, или она явилась следствием общих тенденций в культурной жизни страны? Можно ли говорить о предварительном планировании, разработке "сценария" этой кампании (как бывало не раз в сталинскую эпоху), а также о том, что реакция советской интеллигенции выражала полное согласие с "генеральной линией партии"?
   Автору реферата предлагается разобраться в том, какие точки зрения существуют по этим вопросам в литературе, и убедительно изложить свою позицию.
   Обязательная литература:

   Волков Соломон. Сталин и Шостакович: случай "Леди Макбет Мценского уезда" // Знамя, 2004. № 8. http://magazines.russ.ru/znamia/2004/8/vol10.html
   Власова Е.С. 1948 год в советской музыке. Документальное исследование. М., 2010. Глава 4.
   Гликман И.Д. О статье "Сумбур вместо музыки" и не только о ней // Письма к другу: Письма Д.Д. Шостаковича к И.Д. Гликману. СПб, 1993. С. 315-323.
   
   18. Речь Сталина 19 августа 1939 года: подлинник или фальшивка?

   Список литературы к этой теме содержит лишь две статьи. Но это не значит, что тема - лёгкая. Скорее, наоборот. Поскольку авторы статей утверждают прямо противоположные вещи, надо внимательно разобраться со всеми доводами, затрагивающими широкий спектр международных отношений. Чёткость, последовательность мышления, умение отделять зёрна от плевел - вот что требуется прежде всего от автора данного реферата.
   Обязательная литература:

   Случ С.З. Речь Сталина, которой не было // Отечественная история. 2004. № 1.
   Не миф: речь Сталина 19 августа 1939 года. Публикация документов, вступительная статья В.Л. Дорошенко, И.В. Павловой, Р.Ч. Раака // Вопросы истории. 2006. № 8. С. 3-20.
   
   19. Боевые действия против Японии в конце 1930-х годов и "Зимняя война": проверка боеспособности Красной армии

   Советско-финская война 1939-1940 годов нередко используется в качестве косвенного, но существенного показателя боеспособности Красной Армии накануне 1941 года. При этом оценки военных результатов финской кампании сильно разнятся. И это - первое обстоятельство, которое обеспечивает проблемность данной темы.
   Есть и другое: "Зимняя война" рассматривается обычно в отрыве от других боевых операций; между тем, практически в это же время Красная Армия вела полномасштабные боевые действия на Халхин-Голе. Задача автора реферата - учитывая весь опыт боёв рубежа 1930-х - 1940-х годов, дать оценку боеспособности советских вооружённых сил накануне войны с Германией.
   Обязательная литература:

   Афанасьев В.А. Халхин-Гол в ретроспективе большой войны // Отечественная история. 1999. № 5.
   Кулешова Н.Ю. "Красная армия в конце 1930-х годов: проблема боеспособности с точки зрения истории повседневности" // Отечественная история. 2003. № 4.
   Воронин В.А., Семенов Д.Г. Советско-финляндская война 1939-1940 годов в Заполярье // Российская история. 2009. № 5. С. 29-34.
   http://www.around.spb.ru/finnish/ (подборка материалов о финской войне)
   Дополнительная литература:

   Бушуева Т.С. Халхин-Гол: взгляд через 70 лет. Малоизвестные страницы предыстории Второй мировой войны // Российская история. 2009. № 5. С. 34-51.
   
   20. СССР и Германия, лето 1939 - 22 июня 1941 года: экономические отношения

   Экономическое сотрудничество между СССР и Германией, резко набравшее обороты после пакта Молотов-Риббентроп, привлекает всеобщее внимание, но вызывает разные оценки. Приводя точные цифры и цитируя архивные документы, разные историки прямо противоположно отвечают на вопрос: кто больше получил в результате этого сотрудничества? Дать свой ответ на этот вопрос - первая задача автора реферата. Это, в свою очередь, позволит подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что предвоенная торговля Сталина с Гитлером - это его плата за оттяжку войны, экономически для Советского Союза убыточная.
   Обязательная литература:

   Случ С.З. Рецензия на: Швендеман Г. Экономическое сотрудничество германского рейха и Советского Союза в 1939-1941 гг.: представляло ли оно альтернативу Восточной программе Гитлера? // Отечественная история. 1995. № 3. С. 210-213.
   Фолькманн Х.-Э. Советский союз в экономических расчётах "третьего рейха", 1933-1941 годы. // Отечественная история. 1997. № 2.
   Сиполс В.Я. Торгово-экономические отношения между СССР и Германией в 1939-1941 гг. в свете новых документов // Новая и новейшая история. 1997. № 2.
   Дополнительная литература:

   Шевяков А. А. Советско-германские экономические отношения в 1939-1941 годах // Вопросы истории. 1991. № 4-5.
   
   21. Речь Сталина 5 мая 1941 года: её суть и военно-политическое значение

   Одна из вечных проблем российской истории - катастрофическое начало Великой Отечественной войны. Миллионными тиражами изданы книги сторонников теории "упреждающего нападения". Они доказывают, что Советский Союз в июне 1941 г. изготовился к нападению на Германию, и лишь на считанные недели Гитлер упредил Сталина.
   Одно из ключевых, и по-разному трактуемых, событий в этом споре - выступление главы государства перед выпускниками Военной Академии за полтора месяца до начала войны. Сложность в том, что стенограмма этой речи отсутствует, а записи слушателей противоречивы, притом нет гарантии их подлинности. Что сказал Сталин 5 мая? Что он имел в виду? Какие выводы на основании сказанного можно сделать о перспективах советской внешней политики, о намерениях Сталина?
   Обязательная литература:

   Вишлёв О.В. Западные версии высказываний И.В. Сталина 5 мая 1941 г. По материалам германских архивов // Новая и новейшая история. 1999. № 1.
   Вишлёв О.В. Речь Сталина 5 мая 1941 г. Российские документы // Новая и новейшая история. 1998. № 4. С. 77-89.
   Баранов М., Журавель В. К вопросу о "превентивной войне" // Свободная мысль. 2001. № 9. С. 50-56.
   Хоффман И. Подготовка Советского Союза к наступательной войне. 1941 год // Отечественная история. 1993. № 4.
   Дополнительная литература:

   Бонвеч Б. Наступательная стратегия - наступление - нападение. Историк из Германии о дискуссии вокруг событий 1941 года // Отечественная история. 1998. № 3.
   Короленков А.В. Накануне: продолжение дискуссий о событиях предвоенной поры // Отечественная история. 2004. № 3. С. 169-176.
   Юбершер Г. 22 июня 1941 г. в современной историографии ФРГ. К вопросу о "превентивной войне" // Новая и новейшая история. 1999. № 6. С. 59-67.
   Суворов В. Ледокол. М., 1992 (и другие издания).
   
   22. Стратегическое планирование Советского Союза: январь - июнь 1941 года

   Замысел реферата - показать развитие и основную направленность советских стратегических планов (т.е. планов на случай войны) на протяжении первой половины 1941 года. Здесь и январские командно-штабные игры, и изменения в стратегическом планировании, произведённые по их итогам, и самая интересная точка - майский план стратегического развёртывания, именуемый также "планом Василевского" или "планом Жукова". Коротко говоря, надо показать, в чём новизна майского плана по сравнению с предыдущими подходами. Ведь рассекреченный уже в 90-е годы "план Василевского" - один из важнейших козырей сторонников теории "упреждающего нападения".
   Обязательная литература:

   Безыменский Л.А. О "Плане Жукова" от 15 мая 1941 г. // Новая и новейшая история. 2000. № 3.
   Баранов М., Журавель В. К вопросу о "превентивной войне" // Свободная мысль. 2001. № 9. С. 50-56.
   Бобылёв П.Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 году? // Отечественная история. 1995. № 5.
   Бобылёв П.Н. Точку в дискуссии ставить рано. К вопросу о планировании в генеральном штабе РККА возможной войны с Германией в 1940-1941 годах // Отечественная история. 2000. № 1. С. 46-64.
   Дополнительная литература:

   Бонвеч Б. Наступательная стратегия - наступление - нападение. Историк из Германии о дискуссии вокруг событий 1941 года // Отечественная история. 1998. № 3.
   Мельтюхов М.И. Споры вокруг 1941 года: опыт критического осмысления одной дискуссии // Отечественная история. 1994. № 3.
   Короленков А.В. Накануне: продолжение дискуссий о событиях предвоенной поры // Отечественная история. 2004. № 3. С. 169-176.
   Хоффман И. Подготовка Советского Союза к наступательной войне. 1941 год // Отечественная история. 1993. № 4.
   Юбершер Г. 22 июня 1941 г. в современной историографии ФРГ. К вопросу о "превентивной войне" // Новая и новейшая история. 1999. № 6. С. 59-67.
   Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. № 3. С. 33-44.
   Суворов В. Ледокол. М., 1992 (и другие издания).
   
   23. Вооружённые силы СССР и Германии в июне 1941-го: сопоставление сил

   Разброс мнений по этой теме поражает: от прописной некогда версии о существенном превосходстве германской армии до утверждений о столь же существенном превосходстве армии советской. В данном реферате необходимо уделить основное внимание не практическому применению армии (на Халхин-Голе, в Зимней войне), а сопоставлению основных показателей: количество важнейших вооружений, их качество, численность солдат и командиров и т.п. Главный вопрос этой темы удачно сформулировал в названии своей статьи А. А. Печёнкин.
   Обязательная литература:

   Мельтюхов М.И. 22 июня 1941 г.: цифры свидетельствуют // История СССР. 1991. № 3.
   Печёнкин А.А. Была ли возможность наступать? // Отечественная история. 1995. № 3. С. 44-59.
   Мельтюхов М.И. Репрессии в Красной Армии: итоги новейших исследований // Отечественная история. 1997. № 5.
   Безыменский Л.А. О "Плане Жукова" от 15 мая 1941 г. // Новая и новейшая история. 2000. № 3.
   Хоффман И. Подготовка Советского Союза к наступательной войне. 1941 год // Отечественная история. 1993. № 4.
   Дополнительная литература:

   Суворов В. Ледокол. М., 1992 (и другие издания).
   Баранов М., Журавель В. К вопросу о "превентивной войне" // Свободная мысль. 2001. № 9. С. 50-56.
   Бонвеч Б. Наступательная стратегия - наступление - нападение. Историк из Германии о дискуссии вокруг событий 1941 года // Отечественная история. 1998. № 3.
   Короленков А.В. Накануне: продолжение дискуссий о событиях предвоенной поры // Отечественная история. 2004. № 3. С. 169-176.
   Короленков А.В. Ещё раз о репрессиях в РККА в предвоенные годы // Отечественная история. 2005. № 2.
   Мельтюхов М.И. Идеологические документы мая-июня 1941 года о событиях Второй мировой войны // Отечественная история. 1995. № 2.
   Юбершер Г. 22 июня 1941 г. в современной историографии ФРГ. К вопросу о "превентивной войне" // Новая и новейшая история. 1999. № 6. С. 59-67.
   
   24. Поражения начального этапа Великой Отечественной (по воспоминаниям участников)

   Постановка проблемы. Речь здесь главным образом идёт о 1941 годе, хотя можно использовать и материал по 1942 году, если считать, что это однородные явления. Помимо перечисленных в списке литературы мемуаров можно использовать и другие. Заложенное в теме реферата ограничение важно тем, что оно отсекает версию Суворова-Резуна, объясняющего события 1941 года подготовкой советского нападения на Европу.
   Итак, экстравагантная теория в данном реферате не рассматривается. Однако и в рамках традиционного подхода есть над чем подумать. В чём содержание неудач начального этапа: в том, что советские войска слишком легко отходили или, наоборот, в том, что они не успевали своевременно отходить, давая немцам разбить себя по частям? Какова причина (или причины) этого?
   Обязательная литература:

   Симонов К.М. Сто суток войны. Смоленск, 1999 (или другое издание)
   Горбатов А.В. Годы и войны. М., 1989. (Глава шестая. Фронт откатывается на Восток)
   Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1988 (или другое издание, с восстановленными после цензуры частями глав).
   
   25. "Война народная"

   Со времён советской пропаганды крепко сидят в памяти жителей России имена героев Великой Отечественной - Александр Матросов, Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, 28 панфиловцев... С ними, несмотря на попытки "разоблачений" в 1990-х годах, более-менее ясно. Интереснее другой вопрос: что же остальные 190 миллионов? Как удалось Сталину избежать катастрофического исхода, постигшего Россию в предыдущей мировой войне? Репрессиями? Или это всё-таки энтузиазм? "Идёт война народная" - утверждала песня Великой Отечественной. Задача реферата - проверить это утверждение.
   Обязательная литература:

   Точенов С.В. Волнения и забастовки на текстильных предприятиях Ивановской области осенью 1941 года // Отечественная история. 2004. № 3. С. 42-47.
   Горинов М.М. Будни осаждённой столицы: жизнь и настроения москвичей (1941-1942 гг.) // Отечественная история. 1996. № 3. С. 3-28.
   "Не считаясь с нормой рабочего дня". Первые месяцы войны. Взгляд из кареты "скорой помощи" // "Отечественные архивы". 2002. № 5. (То же: http://www.rusarchives.ru/publication/emergency.shtml)
   Выцлан М.А. Приказ и проповедь: способы мобилизации ресурсов деревни в годы войны. // Отечественная история. 1995. № 3. С. 69-80.
   Сенявская Е.С. Героические символы: реальность и мифология войны // Отечественная история. 1995. № 5. С. 30-44.
   Дополнительная литература:

   Москва военная. 1941 год… (Новые источники из секретных архивных фондов) // История СССР. 1991. № 6.
   Данилов П.П. Ленинградцы на строительстве оборонительных рубежей в 1941-1942 годах // Отечественная история. 2001. № 3.
   Гордон А.Е. Московское народное ополчение 1941 года глазами участника // Отечественная история. 2001. № 3.
   Захарченко А.В. Социально-бытовой аспект жизни рабочих авиационных заводов Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Отечественная история. 2005. № 2.
   Потёмкина М.Н. Эваконаселение в уральском тылу: опыт выживания // Отечественная история. 2005. № 2.
   Горинов М.М. Зоя Космодемьянская (1923-1941) // Отечественная история. 2003. № 1.
   Курносов А.А. Рецензия на: Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование. // Отечественная история. 1996. № 3. С. 165-168.
   
   26. Советская армия и Варшавское восстание

   Варшавское восстание - такой же камень преткновения в российско-польских отношениях, как Катынский расстрел польских военнопленных. С Катынью теперь всё понятно: найдены документы. Менее известны опубликованные в 1994 году в "Русском архиве" документы по Варшавскому восстанию. Начиная работать с темой, уместно почитать публицистику. Но окончательный ответ на вопрос "Кто виноват в гибели Варшавы?" должен опираться на серьёзные материалы.
   Обязательная литература:

   Годовщина варшавского восстания (Голос Америки) // http://www.voanews.com/russian/archive/2004-06/a-2004-06-22-5-1.cfm (эта статья приводится лишь как образец освещения Варшавского восстания на Западе; её можно заменить любой статьёй, обвиняющей Сталина в умышленной остановке войск перед Варшавой).
   Саксонов О. В боях за Варшаву // http://pobeda.rambler.ru/unknownwar.html?id=56
   Мельтюхов М.И. Операция "Багратион" и Варшавское восстание 1944-го года // Вопросы истории. 2004. № 11. С. 43-57.
   Русский архив: Великая Отечественная. СССР и Польша Т. 14 (3-1). М., 1994. Глава третья. За Варшаву! (восстание, капитуляция, освобождение. 1944-1945 гг.) // http://militera.lib.ru/docs/da/terra_poland/03.html
   
   27. Потери СССР в Великой Отечественной

   Сами по себе потери СССР в той войне так и не подсчитаны точно. В свете этого важно для начала разобраться, какой набор оценок здесь существует, из каких основных составляющих складывается общая цифра. Отсюда мы неизбежно выходим на вопрос о цене войны - в чём причина того, что она оказалась столь велика?
   Обязательная литература:

   Гаврилов Л.М. Рецензия на: Всероссийская книга памяти. 1941-1945. Обзорный том // Отечественная история. 1996. № 3. С. 162-165.
   Мерцалов А., Мерцалова Л. Сталинизм и война. М., 1998. Глава "Сталинизм и цена победы". С. 370-394 // http://wcry.narod.ru/mertsalovs/
   Белов Н., Михайлова Т. Ржев-1942. Битва за высоту 200. Тверь, 2000 // http://rshew-42.narod.ru/200/200.html
   Первышин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне // Вопросы истории. 2000. № 7. С. 116-122.
   Араловец Н.А. Сообщение о конференции: Людские потери во Второй мировой войне // Отечественная история. 1996. № 3. С. 193-197.
   Дополнительная литература:

   Гаврилов Б.И. В Мясном бору, в "Долине смерти" // Отечественная история. 2004. № 3.
   

наверх

   Требования к реферату

   Как оформить?
   Как угодно. Не забудьте только указать название реферата, свою фамилию и класс. Реферат лучше распечатать, но в крайнем случае можно написать от руки.
   Примерный объём - 20 тысяч печатных знаков, включая пробелы. В программе Word этот показатель легко можно узнать в меню "Сервис" --> "Статистика". "Набрать" нужный объём - ещё не значит получить хорошую оценку: оценивается не объём, а качество.
   Как оценивается реферат?

   Реферат получает одну из трёх оценок: незачёт, зачёт, зачёт с рекомендацией на конференцию.
   Без зачёта по реферату невозможно получить оценку "отлично" за год по истории России.
   Из числа рекомендованных преподавателями рефератов оргкомитет конференции отбирает несколько лучших. Их авторы при успешном выступлении на общешкольной конференции (во 2-м семестре) получают досрочно оценку "отлично" за курс истории России в 11-м классе.
   Что нужно для оценки "зачёт"?

   Необходимо сдать самостоятельно написанный, логичный и грамотный текст, который будет содержать постановку вопроса и ответ на этот вопрос, подкреплённый фактами из литературы и источников.
   Попытка сдать чужой текст, хотя бы и самостоятельно нарезанный на куски, считается постыдным явлением, недостойным фымышонка.
   Каждое своё утверждение Вы должны быть готовы отстаивать в споре. Доказательства типа "так считает автор книги, которую я читал", убедительными не признаются.
   Как проверяется реферат?

   Первым делом проверяются: наличие названия, списка литературы, постановки проблемы в начале, выводов в конце, сносок в тексте. Только после этого преподаватель начинает читать текст. Если что-либо из перечисленного отсутствует, реферат не проверяется по существу, а возвращается на доделку. Сдавать такой недоделанный реферат - значит лишь попусту тратить время.
   Что такое сноски?

   Перечисляя факты, обязательно ставьте сноски на издание, из которого взяты факты (кроме названия книги или Интернет-проекта, обязательно указывается страница). Сноски проявляют степень доказательности Ваших утверждений и степень самостоятельности Вашей работы.
   Если некоторое количество излагаемых подряд фактов взято из одного места (с одной или нескольких соседних страниц), не обязательно ставить ссылку после каждого факта - лучше поставить одну общую в конце всего отрывка.
   Как использовать цитаты?

   Любое дословное заимствование чужого текста оформляется цитатой (ставится в кавычки, снабжается сноской на источник). Не злоупотребляйте цитатами - они должны составлять меньшую часть объёма работы. Цитата необходима, если она ярко характеризует описанный Вами факт или точку зрения другого автора. В ином случае лучше изложить материал своими словами.
   Как оформить список литературы?

   На каждое издание указывается автор (если есть) и название. Для книг, кроме того, приводятся место расположения издательства (сокращения: М. - Москва, Л. - Ленинград, СПб. - Санкт-Петербург) и год издания. Например:
   Бовыкин В. И. Французские банки в России. Конец XIX - начало XX в. М., 1999.
   Для статей - название журнала (сборника статей), в котором опубликована статья, год и номер журнала (или выходные данные сборника статей). Например:
   Лукоянов И. В. Русско-Китайский банк (1895-1904 гг.) // Нестор. 2002. № 2.
   Для Интернет-публикаций необходимо указывать полный адрес, с которого взят материал (а не только имя сервера). Например:
   Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // http://www.hrono.ru/dokum/19fe1861.html
   Если Интернет-адрес слишком длинен и неудобочитаем, можно указать сервер и название статьи. Например, вместо адреса: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%AE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
   лучше указать: http://ru.wikipedia.org/ --> Витте, Сергей Юльевич
   При использовании архивных источников указывается архивный шифр документа, содержащий номера фонда, описи, дела и листа (отдельно учитываются обороты листов). Например:
   Государственный архив Новосибирской области. Ф. 1848. Оп. 1. Д. 900. Л. 9 об. - 10.
   Материалы из личного архива (по родословной) оформляются так:
   Интервью И.И. Ивановой от 02.11.2012 г. // Личный архив автора.
   Что делать, если непонятно?

   Любые затруднения в работе обязательно обсуждайте со своим преподавателем. Лучше вовремя задать вопрос, чем потом всё переделывать.
   

Rambler's Top100
Hosted by uCoz