"Философский пароход"

   "Расстрелять их не за что, а терпеть - невозможно" - так сказал Троцкий. Это - про тех двести с лишним человек, кого в 1922 году принудительно выслали из Советской России. Верхушка интеллигенции, прежде всего гуманитарной. В том числе известные философы Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Л. П. Карсавин, иные... Потому-то пароход, увозивший эти двести человек, прозвали "философским".
   Приводимые документы позволяют посмотреть на это дело с разных сторон баррикады. Официальные документы помогают понять, какова цель всего мероприятия, насколько важным оно представлялось руководству страны. Воспоминания пассажиров "философского парохода" живо рисуют практическое воплощение замысла. Постарайтесь на их основе передать атмосферу допросов и всей вообще высылки, ощущения высылаемых.
   Наконец, надо остановиться на взглядах высылаемых: каково их отношение к идеям большевиков, к существующему государству? Целесообразна ли, по-вашему, была высылка этих деятелей?
   Время выступления - 4-6 минут. Высшая оценка - шесть баллов.

Записка В. И. Ленина Ф. Э. Дзержинскому.
19 мая 1922

   т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции.
   Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим. Прошу обсудить такие меры подготовки.
   Собрать совещание Мессинга, Манцева [1] и еще кое-кого в Москве.
   Обязать членов Политбюро уделять 2-3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг, проверяя исполнение, требуя письменных отзывов и добиваясь присылки в Москву без проволочки всех некоммунистических изданий.
   Добавить отзывы ряда литераторов-коммунистов (Стеклова, Ольминского, Скворцова, Бухарина и т. д.).
   Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей.
   Поручить все это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ.
   Мои отзывы о питерских двух изданиях:
   "Новая Россия" № 2. Закрыта питерскими товарищами.
   Не рано ли закрыта? Надо разослать ее членам Политбюро и обсудить внимательнее. Кто такой ее редактор Лежнев? Из "Дня"? [2] Нельзя ли о нем собрать сведения? Конечно, не все сотрудники этого журнала кандидаты на высылку за границу.
   Вот другое дело питерский журнал "Экономист", изд. XI отдела Русского технического общества. Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В № 3 (т о л ь к о третьем!!! это nota bеnе!) напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу.
   Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих "военных шпионов" изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу.
   Прошу показать это секретно, не размножая, членам Политбюро, с возвратом Вам   и   м н е, и сообщить мне их отзывы и Ваше заключение.

19/V. Ленин

РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 23211.Л. 2-2об.
В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. М., 1965, т. 54, с. 265-266
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/lenin22.htm
(Проект: Социальная история российской науки)

Декрет ВЦИК
Об административной высылке
10 августа 1922 г.

   Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
   1. В целях изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям, в отношении которых испрашивается у Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета разрешение на изоляцию свыше двух месяцев, в тех случаях, когда имеется возможность не прибегать к аресту, установить высылку за границу или в определенные местности РСФСР в административном порядке.
   2. Рассмотрение вопросов о высылке отдельных лиц возложить на Особую Комиссию при Народном комиссариате внутренних дел, действующую под председательством народного комиссара внутренних дел и представителей от Народного комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата юстиции, утверждаемых Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
   3. Постановления о высылке каждого отдельного лица должны сопровождаться подробными указаниями причин высылки.
   4. В постановлении о высылке должен указываться район высылки и время ее.
   5. Список районов высылки утверждается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета по представлении Комиссии.
   6. Срок административной высылки не может превышать трех лет.
   7. Лица, в отношении которых применена административная высылка, лишаются на время высылки активного и пассивного избирательного права.
   8. Высланные в известный район поступают под надзор местного органа Государственного Политического Управления, определяющего местожительство высылаемого в районе высылки.
   9. Побег с места высылки или с пути следования к нему карается по суду согласно статье 95 Уголовного Кодекса.
   На основании настоящего постановления Народный комиссариат внутренних дел издает подробную инструкцию местным органам.

Председатель Всероссийского
Центрального Исполнительного
Комитета М. Калинин

Секретарь Всероссийского
Центрального Исполнительного
Комитета А. Енукидзе

Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. М., 1922. № 51. Ст. 646. С. 813-814.
Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1994. С. 256-257.
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/dekret.htm

Протокол Допроса Н. А. Бердяева [3]
Отдел секретный
18 августа 1922 г.

    ...Я, нижеподписав[шийся], допрошен в качестве [обвиняемого], показываю:
   1. Фамилия - Бердяев.
   2. Имя, отчество - Николай Александрович.
   3. Возраст - 48.
   4. Происхождение - бывший дворянин г. Киева.
   5. Местожительство - г. Москва, Бол. Власьевский, д. 14, кв. 3.
   6. Род занятий - писатель и ученый.
   7. Семейное положение - женат.
   8. Имущественное положение - собственности не имею.
   9. Партийность - беспартийный.
   10. Политические убеждения - являюсь сторонником христианской общественности, основанной на христианской свободе и христианском равенстве, которые не осуществлены ни одной партией, т.е. [...] не согласен ни с буржуазным обществом, ни с коммунизмом.
   11. Образование общее - университетское, высшее, специальное - философия.
   12. Чем занимался и где служил: а) до войны 1914 г. - нигде не служил и жил литературным трудом; б) до февральской революции 1917 г. - тоже нигде не служил и занимался литературно-научной деятельностью; в) до Октябрьской революции 1917 г. - тоже нигде не служил; г) с Октябрьской революции до ареста - служил в Главном Архивном управлении, в 1920 г. был избран преподавателем Московского государственного университета, читал лекции в Государственном Институте Слова, состою действительным членом Российской Академии Художественных наук.
   13. Сведения о прежней судимости - в 1915 г. привлекался по литературно-политическому делу за статью против Синода, обвинялся по [статье о] богохульстве. В 1920 г. был привлечен к следствию ВЧК, но от суда отстранен. Добавляю: с 1900 по 1903 г. был в ссылке в Вологде по политическому делу.
Показания по существу дела.
    Вопрос. Скажите, гр-н Бердяев, ваши взгляды на структуру Советской власти и на систему пролетарского государства.
Бердяев Николай Александрович     Ответ. По убеждениям своим не могу стоять на классовой точке зрения и одинаково считаю узкой, ограниченной и своекорыстной и идеологию дворянства, и идеологию крестьянства, и идеологию пролетариата, и идеологию буржуазии. Стою на точке зрения человека и человечества, до которых должны подняться всякие классовые ограничения и партии. Своей собственной идеологией я считаю аристократическую, не в сословном смысле, а в смысле господства лучших, наиболее умных, талантливых, образованных, благородных. Демократию считаю ошибкой, потому что она стоит на точке зрения господства большинства [...] Впрочем, воззрение общества и знание природы может быть основано на духовном возрождении человечества и народа. Не верю в желание властей и материальные пути возрождения. Думаю, что в России нет пролетарского государства, потому что большинство русского народа крестьяне.
   Вопрос. Скажите ваши взгляды на задачи интеллигенции и так называемой "общественности".
   Ответ. Думаю, что задачи интеллигенции во всех сферах культуры и общественности - отстаивать одухотворенное начало, подчинив материальное начало идее духовной культуры, быть носителем научного, нравственного, эстетического сознания. Думаю, что должно быть взаимодействие и сотрудничество элементов общественности и элементов государственной власти [...]
   Вопрос. Скажите ваше отношение к таким методам борьбы с Советской властью, как забастовка профессоров [4].
   Ответ. Я недостаточно знаю этот факт и не могу окончательно судить об этом деле. Если профессора борются за интересы науки и знания, то это я считаю правомерным, их борьбу, если же стоят на исключительно экономической точке зрения, то считаю ошибочным.
   Вопрос. Скажите ваше отношение к сменовеховству [5], Савинкову и к процессу п[артии] с[оциалистов]-р[еволюционеров].
   Ответ. К сменовеховцам отношусь скорее отрицательно, читал только сборник и нашел, что в нем слишком много фраз, недостаточное знание русской жизни. Согласен с [критическим] отношением к эмиграции и заграничным попыткам изменить насильственно ход русской жизни. К попыткам Савинкова отношусь отрицательно [6]. За процессом с[оциалистов]-р[еволюционеров] не следил [7]. Считаю ошибочным суровый приговор относительно социалистов-революционеров и не сочувствую ему.
   Вопрос. Скажите ваши взгляды на политику Советской власти в области высшей школы и отношение к реформе ее.
   Ответ. Не сочувствую политике Советской власти относительно высшей школы, поскольку она нарушает свободу науки и преподавания и стесняет свободу прежней философии.
   Вопрос. Скажите ваши взгляды на перспективы русской эмиграции за границей.
   Ответ. Положение большей части эмиграции считаю тяжелым и точка зрения ее, насколько мне известно, основана на незнании и непонимании хода русской жизни. Отношусь отрицательно к партийности и никогда ни к каким партиям не принадлежал и принадлежать не буду. Ни одна из существующих партий моего сочувствия не вызывает.
Николай Бердяев
Допрашивал Бахвалов

Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1994, с. 260-262.
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/berdyev1.htm

Заключение ГПУ о высылке Н. А. Бердяева
22 августа 1922 г.

   По следственному делу № 15640 о Бердяеве Николае Александровиче. По наведенным справкам о прежней судимости в Учетно-Регистрационном Отделе ГПУ сведений нет, арестован 17 августа с.г., содержится во внутренней тюрьме ГПУ.
   1922 года Августа - дня. Я, сотрудник IV отделения С[екретного] О[тдела] ГПУ Бахвалов, рассмотрел дело за № 15564 о гражданине Бердяеве Николае Александровиче, 48 лет, происх. из б. дворян г. Киева (временно проживает в Москве), нашел следующее:
   С момента Октябрьского переворота и до настоящего времени он не только не примирился с существующей в России в течение 5 лет Рабоче-Крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, причем в момент внешних затруднений для РСФСР Бердяев свою контр-революционную деятельность усиливал. Все это подтверждается имеющимся в деле агентурным материалом.
   А посему, на основании п. 2 лит[ера] Е Пол[ожения] о ГПУ от 6/II с.г. в целях пресечения дальнейшей [8] антисоветской деятельности Бердяева Николая Александровича полагаю выслать его из пределов РСФСР заграницу безсрочно.
   Принимая во внимание заявление, поданное в Коллегию ГПУ гр-ном Бердяевым с просьбой разрешить ему выезд заграницу на свой счет, - освободить его для устройства личных и служебных дел на 7 дней с обязательством по истечении указанного срока явиться в ГПУ и немедленно после явки выехать заграницу.

Сотрудник IV отделения СО ГПУ: Бахвалов
22 августа 1922 года

   Согласен: Нач. IV отделения СО ГПУ И.Решетов
   Самсонов [9]
   24/8 Уншлихт [10]

Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1994, с. 262-263. (Сокращенный вариант)
Полный вариант: "Российская газета", 15 ноября 2002, №217, с. 26.
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/berdyev2.htm

М. Осоргин [11]
Как нас уехали
(фрагмент из воспоминаний)

   […] В Москве шел слух, что в командующих рядах нет полного согласия по части нашей высылки; называли тех, кто был за и кто был против. Плохо, что "за" был Троцкий. Вероятно, позже, когда высылали его самого, он был против этого!
Осоргин Михаил Александрович    Таким образом, полоса паники уже прошла, а многих из нас даже поздравляли: "счастливые, за границу поедете!" И все же к зданию ГПУ, где я сидел дважды, и в "Корабле смерти", и в "Особом отделе", я подходил не без ощущения пустоты в груди. Но раньше меня туда привозили, теперь шел сам. И оказалось, что добровольно попасть в страшное здание не так просто! - Куда вы, товарищ, нельзя сюда! - Меня вызвали. - Предъявите пропуск! - Нет у меня пропуска, по телефону вызван. - Нельзя без пропуска, заворачивай. - Да мне к следователю. Все-таки пропустили в канцелярию. Но и здесь с полчаса отказывали. - Вам зачем туда? Скромно говорю: - Мне бы нужно арестоваться, - Без разрешения нельзя. - Как же мне быть? Исхлопочите разрешение. Долго куда-то телефонировали, наконец, выдали бумажку - и молодой солдатик пропустил...
   Допрашивали нас в нескольких комнатах несколько следователей. За исключением умного Решетова, все эти следователи были малограмотны, самоуверенны и ни о ком из нас не имели никакого представления; какой-то там товарищ Бердяев, да товарищ Кизеветтер [12], да Новиков Михаил [13]… Вы чем занимались? - Был ректором университета. - Вы что же, писатель? А чего вы пишете? - А вы, говорите, философ? А чем же занимаетесь? - Самый допрос был образцом канцелярской простоты и логики. Собственно допрашивать нас было не о чем - ни в чем мы не обвинялись. Я спросил Решетова: "Собственно, в чем мы обвиняемся?" - Он ответил: "Оставьте, товарищ, это не важно! Ни к чему задавать пустые вопросы" Другой следователь подвинул мне бумажку: - Вот распишитесь тут, что вам объявлено о задержании. - Нет! Этого я не подпишу. Мне сказал по телефону Решетов, что подушку можно не брать! - Да вы только подпишите, а там увидите, я вам дам другой документ. В другом документе просто сказано, что на основании моего допроса (которого еще не было) я присужден к высылке за границу на три года. И статья какая-то проставлена. - Да какого допроса? Вы еще не допрашивали! - Это, товарищ, потом, а то там мы не успеваем. Вам-то ведь все равно. Затем третий "документ", в котором кратко сказано, что в случае согласия уехать на свой счет, освобождается с обязательством покинуть пределы РСФСР в пятидневный срок; в противном случае содержится в Особом отделе до высылки этапным порядком. - Вы как хотите уехать? Добровольно и на свой счет? - Я вообще никак не хочу. - Он изумился. - Ну как же это не хотеть за границу! А я вам советую добровольно, а то сидеть придется долго. Спорить не приходится: согласился добровольно.
   Писали что-то еще. Все-таки в одной бумажке оказалось изложение нашей вины: "нежелание примириться и работать с советской властью".
   Думаю, что по отношению к большинству это обвинение было неправильным и бессмысленным. Разве подчиниться - не значит примириться? Или разве кто-нибудь из этих людей науки и литературы думал тогда о заговоре против власти и борьбе с ней? Думали о количестве селедок в академическом пайке! Непримирение внутреннее? Но тогда почему из ста миллионов выслали только пятьдесят человек? Нежелание работать? Работали все, кто как умел и что мог: но желать работать с властью, - для меня лично было достаточно опыта Комитета помощи голодающим, призванного властью для срочной совместной работы; это случайно не кончилось расстрелом.
   Одним словом, - ехать, так ехать, раз требуется немедленно сделать это добровольно. В общем с нами поступили относительно вежливо, могло быть хуже. Лев Троцкий в интервью с иностранным корреспондентом выразился так: "Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно". Опять - без ручательства за точность фразы тогдашнего диктатора, позже высланного, хотя и были поводы его расстрелять.
   Но легко сказать - ехать. А виза? А паспорт? А транспорт? А иностранная валюта?
   Это тянулось больше месяца. Всесильное ГПУ оказалось бессильным помочь нашему "добровольному" выезду за пределы Родины. Германия отказала в вынужденных визах, но обещала немедленно предоставить их по нашей личной просьбе. И вот нам, высылаемым, было предложено сорганизовать деловую группу с председателем, канцелярией, делегатами. Собирались, заседали, обсуждали, действовали. С предупредительностью (иначе - как вышлешь?) был предоставлен автомобиль нашему представителю, по его заявлению выдавали бумаги и документы, меняли в банке рубли на иностранную валюту, заготовляли красные паспорта для высылаемых и сопровождающих их родных. Среди нас были люди со старыми связями в деловом мире, только они могли добиться отдельного вагона в Петербурге, причем ГПУ просило прихватить его наблюдателя, для которого не оказалось проездного билета; наблюдателя устроили в соседнем вагоне. В Петербурге сняли отель, кое-как успели заарендовать все классные места на уходящем в Штетин немецком пароходе. Все это было очень сложно, и советская машина по тем временам не была приспособлена к таким предприятиям. Боясь, что всю эту сложность заменят простой нашей "ликвидацией", мы торопились и ждали дня отъезда; а пока приходилось как-то жить, добывать съестные припасы, продавать свое имущество, чтобы было с чем приехать в Германию. Многие хлопотали, чтобы их оставили в РСФСР, но добились этого только единицы […]

Осоргин М.А. Времена. Париж, 1955, с.180-185.
Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М, 1994, с. 265-268.
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/osorgin.htm

Ф. Степун [14]
Бывшее и несбывшееся.

   […] По приезде в Москву я в первый же день случайно встретился с Николаем Александровичем Бердяевым. Наскоро поздоровавшись, он взволнованно, но скорее радостно, чем устрашенно, сообщил мне, что подготовляется высылка за границу целого ряда религиозных философов, экономистов-кооператоров и еще некоторых, в наших кругах мало кому знакомых лиц. Лично ему известно, что, кроме него, на допрос в Чека уже вызваны Сергей Николаевич Булгаков, профессора Франк и Ильин, Букшпанн и Гольдштейн, но что последние два, кажется, не хотят ехать и возможно добьются разрешения остаться в Москве. О том, что вызываюсь, а потому, вероятно, высылаюсь и я, Николай Александрович еще не знал. Когда я сообщил ему, он посоветовал зайти к приват-доценту Мише Гольдштейну, который располагает, как он слышал, некоторыми дополнительными сведениями. Идти за этими сведениями, однако, не понадобилось. На следующее утро уже вся Москва знала все подробности: и то, кто высылается, и то, что в немецком посольстве уже получены визы, и даже то, какие высылаемым будут предложены вопросы на допросе в Чека. Отправляясь на Лубянку, я, таким образом, уже знал, что буду, по всей вероятности, спрошен: 1) о моем отношении к советской власти, 2) к учению Карла Маркса и Ленина, 3) к смертной казни и 4) к эмиграции. Сведения эти были весьма утешительны: анкетно-идеологический допрос был лично для меня гораздо менее опасен, чем расследование моего социального происхождения и политического послужного списка в годы войны и революции: тут я мог бы легко попасть в очень затруднительное положение.
   На допрос мы с Наташей двинулись пешком: спешить было некуда, да и хотелось как можно дольше побыть вдвоем. Как всегда в трудную и опасную минуту жизни, Наташа была вполне спокойна и сдержанна, но внутренне очень взволнованна. Дорогой мы почти не говорили друг с другом. За ночь все уже было продумано, решено и сказано.
   В переднюю Чека, куда странным и по нынешним временам непонятно либеральным образом впустили вместе со мной и не вызываемую на допрос Наташу, мы просидели, может быть, час, а может быть, и два. Помнится, за нами никто не следил и мы вполголоса разговаривали друг с другом. Какой-либо особой зловещности в атмосфере не чувствовалось.
Степун Фёдор Августович    По истечении каких-то сроков ко мне подошли два вооруженных человека и предложили последовать за ними. Наташина просьба, нельзя ли ей присутствовать при допросе, была отклонена. Все же ей было разрешено ждать моего возвращения в передней.
   Меня вели очень долго. Мы из третьего этажа спускались во второй и из второго снова подымались в третий; мне казалось, что мы по нескольку раз в разных направлениях проходили мимо одних и тех же дверей. Очень хотелось спросить, с чего это мы крутим по лабиринтам, но я воздержался: лица моих спутников не располагали к интимной беседе.
   В конце концов меня привели в небольшую комнату, из которой я не раньше, как часа через два, попал в соседнюю, где за канцелярским столом сидел довольно простоватый человек лет тридцати, с вялым лицом, слегка вьющимися волосами и, как впоследствии выяснилось, с раненою на войне ногою. Какой-либо неприязни он ко мне, видимо, не испытывал. После обыкновенного установления дат рождения, происхождения и образования он подал мне лист, на котором были напечатаны три вопроса, мне уже известные: 1) каково ваше отношение к Советской власти, 2) каково ваше отношение к смертной казни и 3) каково ваше отношение к эмиграции?
   Дух, стиль и до некоторой степени даже содержание ответов мною были уже продуманы. Я решил отвечать вполне откровенно, но мягко, без задора и каких бы то ни было резкостей, не как политический борец, каким я себя после провала Февраля уже не считал, а как пассивный, но честный и неподкупный созерцатель происходящих событий.
   Придерживаясь такого решения, я и написал:
   1) как гражданин Советской федеративной республики я отношусь к правительству и всем партиям безоговорочно лояльно; как философ и писатель считаю, однако, большевизм тяжелым заболеванием народной души и не могу не желать ей скорого выздоровления;
   2) протестовать против применения смертной казни в переходные революционные времена я не могу, так как сам защищал ее в военной комиссии Совета рабочих и солдатских депутатов, но уверенность в том, что большевистская власть должна будет превратить высшую меру наказания в нормальный прием управления страной, делает для меня всякое участие в этой власти и внутреннее приятие ее - невозможным;
   3) что касается эмиграции, то я против нее: не надо быть врагом, чтобы не покидать постели своей больной матери. Оставаться у этой постели - естественный долг всякого сына. Если бы я был за эмиграцию, то меня уже давно не было бы в России.
   Не помню, чтобы мои ответы вызвали какое-либо неудовольствие или удивление со стороны следователя, если он вообще таковым был. Кажется, лишь по долгу службы он предложил мне без всякого внутреннего участия в деле два дальнейших, уже устных вопроса - о моем отношении к марксизму и о задаче русской интеллигенции.
   Как помнится, ответ мой сводился к тому, что я уже и тогда думал о марксизме и что и сейчас о нем думаю:
   "Капитал" Маркса представляет собою остро продуманный и в общем верный социологический анализ капиталистического строя Европы, но превращать социологическую доктрину марксизма в применимую ко всем временам и народам историософскую доктрину нет никакого смысла и основания. В России марксизм победил, впрочем, не как отвлеченная философская доктрина, но как захватившая народную душу лжевера. Задача русской интеллигенции - распутать эту путаницу. Верить надо в Бога, а не в Карла Маркса; марксистским же анализом исторических грехов капиталистического строя надо пользоваться для построения свободолюбивого социалистического общества.
   Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что мои мысли пришлись по вкусу моему следователю. Что-то промелькнуло между нами, что-то сблизило даже, и к концу допроса мы уже довольно дружелюбно беседовали о фронте и о трагедии солдатской революции. Расстались мы настолько "дружественно", что следователь попросил меня прислать ему мою только что вышедшую книгу "Письма прапорщика-артиллериста", что я и исполнил, ради предосторожности за несколько часов до выезда за границу. Книжку свою я даже надписал.
   Кто был мой следователь - я не знаю, но что в Советской России были когда-то возможными такие следователи, мне теперь почти что не верится. Если бы я прочел описание моего допроса в книге неизвестного мне автора, я, наверное, подумал бы, что автор - скрытый "большевизан".
   По окончании допроса мне были для подписи предъявлены два документа. В одном говорилось о том, что в случае нелегального возвращения в РСФСР я подлежу высшей мере наказания. Во втором ставился вопрос: предпочитаю ли я ехать на свой счет или, как говорилось в старину, на казенный. Над первым документом думать было нечего, и я его сразу же подписал. Второй таил в себе ряд подводных камней. Хотелось, конечно, ответить, что поеду на свой счет, так как не было твердой уверенности, что казна благополучно довезет меня до Берлина, а не затеряет где-нибудь по пути. Но как написать "на свой счет", когда в кармане нет ни гроша? Подумал, подумал и написал: "на казенный". Прочитав мой ответ, следователь деловито сообщил, что ввиду моего решения ехать на средства государства я буду пока что препровожден в тюрьму, а впоследствии по этапу доставлен до польской границы.
   Услыхав это, я взволновался:
   - Простите, товарищ, в таком случае - еду на свой счет. Я думал, что вы повезете меня на средства государства, а вы хотите так устроиться, чтобы моя высылка не стоила вам никаких средств. Это дело совсем другое.
   - Ну что же, - благожелательно отозвался следователь, - если хотите ехать на свой, то так и пишите. Вот вам чистый бланк, но только знайте, что, собираясь ехать на свои деньги, вы должны будете подписать еще бумагу, обязующую вас уже через неделю покинуть пределы РСФСР.
   Делать было нечего, и я подписал. После этого следователь сообщил мне, где и когда будут вручены мне заграничные паспорта, и я с тем же караулом, который вел меня к следователю, но, кажется, более коротким путем был возвращен в переднюю, где меня уже четвертый час дожидалась бледная, как смерть, Наташа.
   Узнав, что все оказалось правдой, что я действительно высылаюсь за границу, что мы, может быть, уже через две недели окажемся в Берлине, она, странным образом, не обрадовалась, а лишь успокоилась: что высылают - грустно, но что не ссылают, конечно, счастье; за границей не надо будет ежедневно бояться доносов, тюрьмы и ссылки. В таких раздвоенных, почти что растерянных чувствах пришли мы к себе на Никитскую, попили чаю, отдохнули и, вооружившись бумагой и карандашом, стали считать, сколько нам необходимо денег на выезд и сколько мы можем выручить от продажи вещей, которые все равно нельзя будет везти. Разрешалось взять: одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм и по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок. Вот и все. Золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены; даже и нательные кресты надо было снимать с шеи. Кроме вещей, разрешалось, впрочем, взять небольшое количество валюты, если не ошибаюсь, по 20 долларов на человека; но откуда ее взять, когда за хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже и смертная казнь.
   Как мы ни считали, как дорого в мечтах не продавали, что можно было продать (мою и Наташину шубы, пары три стоптанных валенок, сажень сухих дров), было ясно, что обернуться своими силами нам будет невозможно, что надо занимать деньги, но где и у кого? Вопрос казался почти неразрешимым, во всяком случае, неразрешимым в тот короткий срок, который нам оставался до обязательного выезда. Надо было прежде всего во что бы то ни стало продлить этот срок. Сообразив, я решил на следующий же день отправиться в немецкое посольство, рассказать все как есть и слезно просить, чтобы мне до тех пор не давали визы, пока я не скажу, что могу ехать. В посольстве меня очень любезно принял некий доктор Г. (с благодарностью храню в памяти его имя). Выслушав меня, он тут же вызвал начальника канцелярии и отдал ему распоряжение о задержке моей визы. В случае запроса со стороны комиссариата внешних дел о причине задержки он просил немедленно доложить ему, дабы он ссылкою на Берлин мог уладить дело. […]

Ф. Степун. Бывшее и несбывшееся. СПб., 1994, с. 617-628.
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/stepun.htm

  [1] Манцев В.Н. (1888-1939), Мессинг С.А. (1890-1946) - члены коллегии ВЧК.
  [2] "День" - ежедневная газета либерального направления. Издавалась с 1912. После Февральской революции - орган меньшевиков. Была закрыта сразу после захвата власти большевиками.
  [3] Бердяев Николай Александрович (1874-1948). Профессор, философ. В 1918 создал Вольную Академию духовной культуры, в 1920 избран профессором МГУ. После высылки - один из известнейших европейских философов.
  [4] Профессорские забастовки 1921-22 г. были вызваны принятием нового "Положения о вузах", урезавшего самоуправление университетов. Используя новое положение, власти сместили большинство выборных ректоров вузов (в их числе и М.М.Новикова). Осенью 1921 забастовки охватили многие вузы Москвы, Казани, Петрограда и др. городов.
  [5] Течение эмигрантской мысли. Сменовеховцы призывали примириться с советской властью, поскольку из революционной она превратилась в созидательную, государственническую. Тезис о перерождении советской власти противоречил официальной пропаганде.
  [6] В 1921 г. Б. В. Савинков создал за границей "Народный союз защиты родины и свободы", ставивший целью организацию в России всеобщего восстания против Советской власти.
  [7] Процесс по делу правых эсеров, обвиненных в проведении террористических актов, состоялся в Москве 8 июля - 7 августа 1922 г.
  [8] Разночтение: в газетной публикации вместо "дальнейшей" - "злостной".
  [9] Самсонов - начальник Секретного отдела ГПУ.
  [10] Уншлихт Иосиф Станиславович (1879-1938) - зам. председателя ГПУ.
  [11] Осоргин (Ильин) Михаил Андреевич (1878-1942). Писатель и журналист. Участник Московского вооруженного восстания (1905). В 1905-1906 - эсер. Один из организаторов Всероссийского союза журналистов и его председатель (с 1917). Активный деятель Всероссийского комитета помощи голодающим (1921).
  [12] Кизеветтер Александр Александрович (1866-1933). Историк, член ЦК кадетской партии. Преподавал в МГУ. С декабря 1917 - член-корр. РАН. Арестовывался в 1918, 1919, 1921 годах.
  [13] Новиков Михаил Михайлович (1876-1965). Профессор, зоолог, депутат IV Госдумы, в 1918-1920 - ректор МГУ. После высылки преподавал в зарубежных университетах.
  [14] Степун Фёдор Августович (1884-1965). Философ и искусствовед. Воевал в Первую мировую. В 1919-1920 - художественный руководитель Театра революции в Москве. После высылки преподавал социологию и философию.

к перечню
Hosted by uCoz