Личность. Александр Колчак.

   Ниже приводятся биографические статьи из различных справочных изданий (с сокращениями). Читая их, попробуйте представить себе человека, о котором идёт речь - и подобрать нужные слова, чтобы описать его в классе.
   Конечно, Вы не сможете обойтись без фактов из биографии адмирала. Однако Ваша задача - не перечислить вехи его пути, тем более - не описывать в подробностях перипетии 1917 года. Задача - раскрыть личность человека; показать, чем он отличался от людей, находившихся в таких же исходных условиях, но равной известности не добившихся. Факты же и цитаты должны лишь иллюстрировать те или иные мысли Вашего доклада.
   Не старайтесь рассказать всё, что узнали о своём герое - отберите главное. Время выступления - 3-5 минут. Высшая оценка - шесть баллов. Учитываются уровень самостоятельной переработки исходных данных, содержательность материала, качество его подачи. Слишком длинное выступление рассматривается как недостаток.

Колчак Александр Васильевич    Колчак Александр Васильевич (1874, с. Александровское Петербург, у. - 1920, Иркутск) - военный деятель. Род. в семье морского артиллерийского офицера. Хорошее домашнее образование, классическая гимназия и Морской кадетский корпус, к-рый Колчак окончил в числе первых в 1894, дали ему прекрасное знание трех европейских языков, истории флота и привили интерес к точным наукам. С 1895 Колчак - на флоте. В 1896-1899 служил на крейсере, ходил в Тихий океан […]. Произведенный в лейтенанты, Колчак в 1900-1902 участвовал в полярной экспедиции Э.В. Толля и за "выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг" был представлен Рус. географическим обществом к большой Константиновской золотой медали и избран действительным членом Общества. Во время рус.-японской войны командовал эсминцем; успешно занимался постановкой минного заграждения; командовал береговой артиллерийской батареей до падения Порт-Артура. Раненый и больной ревматизмом Колчак в 1905 был отпущен из японского плена и вернулся в Петербург, где был награжден орденами и золотой саблей "За храбрость". В 1906 Колчак был назначен начальником Управления морского Генштаба. Предвидя неизбежность войны с Германией, пытался добиться ассигнований для исполнения судостроительной программы, для чего в качестве эксперта по военно-морским вопросам участвовал в работе III Гос. думы, но потерпел неудачу и вернулся к научной работе. Колчак принимал участие в проектировании специальных ледокольных судов. В 1909 вышла в свет самая крупная работа Колчака "Лед Карского и Сибирского морей". В 1909-1910 Колчак участвовал в экспедиции в Берингов пролив, в 1910 был отозван в Петербург для продолжения работы по судостроительной программе. Колчак доказывал необходимость реорганизации морского Генштаба и требовал ликвидации параллельных, не подчиненных друг другу учреждений, что укрепляло единовластие командующего. В 1912 перешел на Балтийский флот. С началом первой мировой войны Колчак практически руководил боевыми действиями флота на Балтике, успешно блокировав действия германского флота: осуществлял разработанную им тактику морского десанта, нападал на караваны германских торговых судов. В 1916 был назначен командующим Черноморским флотом и произведен в вице-адмиралы. […] В июле 1917, передав свои полномочия контр-адмиралу В.К. Лукину, Колчак приехал в Петроград к А. Ф. Керенскому и был командирован в качестве начальника морской военной миссии в США. […] В ноябре 1917 в Японии Колчак узнал о намерении Сов. правительства подписать с Германией мир и решил не возвращаться на родину: "Как адмирал русского флота я считал для себя сохраняющими всю силу наши союзные обязательства в отношении Германии". Колчак был принят на британскую службу и в 1918 приступил к формированию вооруженных сил для борьбы с "германо-большевиками". В ноябре 1918 приехал в Омск, где был назначен военным и морским министром правительства эсеровской Директории. В дек. 1918 Колчак совершил переворот, объявив себя "Верховным правителем России", и поставил себе цель "победу над большевизмом и установление законности и правопорядка". Обладая половиной золотого запаса России, получив военную поддержку Англии, Франции, Японии, США, повел успешную борьбу в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. К весне 1919 в армии Колчак находилось до 400 тыс. человек. Его власть признали А. И. Деникин, Н. Н. Юденич, Е. К. Миллер. Восстанавливая частную собственность на предприятия и землю, Колчак предоставил право командующим военными округами закрывать органы печати, выносить смертные приговоры, что вызвало сопротивление в тылу Колчака. Финский генерал К. Маннергейм предложил Колчаку двинуть на Петроград 100-тыс. армию в обмен на независимость Финляндии, но Колчак, выступавший за "единую и неделимую" Россию, отказался. К лету 1919 главная группировка войск Колчака была разбита. Курс Колчака на реставрацию дореволюционных порядков привел к массовому партизанскому движению. […] 15янв. 1920 Колчак был арестован чехословаками, которые передали его эсеро-меньшевистскому "Политическому центру". После перехода власти к большевистскому ВРК по тайному предложению В.И. Ленина иркутский ревком постановил расстрелять Колчака. Тело Колчака было спущено в прорубь.
   Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

http://www.hrono.ru/biograf/kolchak.html
(Проект: Хронос)

Колчак Александр Васильевич    Колчак Александр Васильевич. У него было как бы три жизни. Общеизвестна последняя, неудачная, в роли верховного правителя России, кончившаяся расстрелом под Иркутском. Но долгие годы оставались малоизвестными ипостаси Колчака-ученого и Колчака-моряка. Александр Колчак родился 4 ноября 1874 года в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. До третьего класса он учился в классической гимназии, а в 1888 году перешел в Морской кадетский корпус и через 6 лет окончил его вторым по старшинству и успеваемости с денежной премией имени адмирала П.И. Рикорда.
   В 1895-1896 годах мичман перешел во Владивосток и служил на кораблях эскадры Тихого океана вахтенным начальником и младшим штурманом. Во время плавания Колчак побывал в Китае, Корее, Японии и других странах, увлекся восточной философией, изучал китайский язык, самостоятельно занялся углубленным изучением океанографии и гидрологии. По возвращении в "Записках по гидрографии" он опубликовал первую научную работу "Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" с мая 1897 по март 1898 г.". В 1898 году Колчака произвели в лейтенанты. Но после первого похода молодой офицер разочаровался в военной службе и подумывал о переходе на коммерческие суда. […]
   […] В 1900-1902 годах на шхуне "Заря" лейтенант участвовал в полярной экспедиции, которую возглавил барон Э.В. Толль. Он наблюдал за температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды, проводил глубоководные работы, исследовал состояние льда, собирал останки млекопитающих. В 1901 году вместе с Толлем Колчак совершил санную экспедицию на полуостров Челюскина, производил географические исследования и составил карты берегов Таймыра, острова Котельный, острова Бельковского, открыл остров Стрижева. Толль один из островов Карского моря назвал именем Колчака (ныне остров Расторгуева), а остров в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета названы именем супруги моряка Софьи.
   […] За полярное путешествие Колчака в 1903 году наградили орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1905 году за "выдающийся сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг" Русское географическое общество представило его к награждению большой золотой Константиновской медалью (ранее ее получали Н. Норденшельд и Ф. Нансен [1]), в 1906 избрало своим действительным членом. В марте 1904 года, узнав о нападении японцев на Порт-Артур, моряк сдал дела экспедиции, выехал на Дальний Восток и явился к вице-адмиралу С.О. Макарову.
   […] С 21 апреля 1904 года командовал миноносцем "Сердитый" и совершил несколько смелых атак. Под руководством Колчака ставили минное заграждение на подступах к Порт-Артурской бухте, а также минную банку в устье Амура, на которой подорвался японский крейсер "Такасаго". Моряк явился одним из разработчиков плана экспедиции для прорыва блокады крепости с моря и активизации действий флота против японских транспортов в Желтом море и на Тихом океане. После гибели Макарова Витгефт [2] отказался от осуществления плана. Со 2 ноября 1904 года до капитуляции крепости моряк командовал 120-мм и 47-мм батареями на северо-восточном крыле обороны Порт-Артура. Раненный, с обострением ревматизма, он попал в плен.
   […] В апреле 1905 года Колчак вернулся через Америку в Россию. […] С начала 1906 года он участвовал в работе Петербургского военно-морского кружка, члены которого изучали вопросы морской стратегии, тактики и использования оружия на опыте русско-японской войны, а потом был его председателем. Колчак выступил с докладом "О постановке мин заграждения с миноносцев", в котором предложил идею использования автоматических мин в качестве средства нападения. Колчак явился одним из инициаторов создания Морского генерального штаба и с его образованием в 1906 году был начальником статистического отделения, затем возглавил подразделение по разработке оперативно-стратегических планов на Балтийском море. Его доклад "Дифференциация морской силы" стал основополагающим при разработке Морским генеральным штабом новых типов судов.
   В 1907 году Колчак перевел с французского работу М. Лобефа "Настоящее и будущее подводного плавания", подготовил статью "Современные линейные корабли" и другие. В докладе военно-морскому кружку "Какой нужен России флот" моряк утверждал: "России нужна реальная морская сила […]. Эта реальная сила лежит в линейном флоте и только в нем, по крайней мере в настоящее время, мы не можем говорить о чем-либо другом. Если России суждено играть роль великой державы - она будет иметь линейный флот как непременное условие этого положения".
   Этот свой тезис моряк попытался провести в жизнь. Он, как эксперт по военно-морским вопросам, добивался в комиссии по обороне 3-й Государственной Думы правительственных ассигнований на строительство военных судов для Балтийского флота, в частности 4 дредноутов, но не смог преодолеть сопротивление думцев, требовавших сначала проведения реформ морского ведомства. Разочаровавшись в возможности осуществления задуманного, в 1908 году Колчак продолжил чтение лекций в Николаевской морской академии. В 1907 году его произвели в капитан-лейтенанты, в 1908 - в капитаны 2-го ранга. По предложению начальника Главного гидрографического управления А.В. Вилькицкого Колчак участвовал в разработке проекта научной экспедиции с целью исследования Северного морского пути. В апреле 1909 года Колчак выступил с докладом "Северо-восточный проход от устья р. Енисея до Берингова пролива" в Обществе изучения Сибири и улучшения ее быта. Тогда же ученый написал основную свою работу "Лед Карского и Сибирского морей", опубликованную в 1909 году. Основанная на наблюдениях, сделанных в экспедиции Толля, она долго не теряла своего значения.
   Осенью 1909 года ледокольные транспорты "Таймыр" и "Вайгач" отправились из Кронштадта во Владивосток. […] Колчак как командир ледокольного транспорта "Вайгач" пришел на нем летом 1910 годах через Индийский океан во Владивосток, затем плавал к Берингову проливу и в Чукотское море, где выполнял гидрологические и астрономические исследования.
   Продолжить деятельность на Севере моряку не удалось. Осенью его отозвали из экспедиции, и с конца 1910 года он был назначен начальником Балтийского оперативного управления Морского генерального штаба. […] В январе 1912 года он представил записку о реорганизации Морского генштаба. Колчак подготовил книгу "Служба Генерального штаба: сообщения на дополнительном курсе военно-морского отдела Николаевской морской академии, 1911-1912 гг.", в которой настаивал на введении полного единовластия командующего на флоте. Мысль эту моряк в дальнейшем твердо проводил на всех занимаемых им постах.
   Весной 1912 года по предложению адмирала Н.О. Эссена Колчак принял командование эсминцем "Уссуриец". В декабре 1913 года за отличную службу его произвели в капитаны 1-го ранга, назначили флаг-капитаном оперативной части штаба командующего морскими силами Балтийского моря и одновременно командиром эсминца "Пограничник" - посыльного судна адмирала. В начале Первой мировой войны капитан 1-го ранга составил диспозицию операций военного времени на Балтике, организовывал успешную постановку мин и нападения на караваны германских торговых судов. В феврале 1915 года 4 эсминца под его командованием выставили в Данцигской бухте около 200 мин, на которых подорвались 12 боевых кораблей и 11 транспортов противника, что заставило германское командование временно не выводить корабли в море. […] Временно командуя с сентября 1915 года Минной дивизией, он с декабря являлся одновременно и начальником обороны Рижского залива. Используя артиллерию кораблей, моряк помог армии генерала Д.Р. Радко-Дмитриева отразить натиск противника при Кеммерне. Свою роль сыграл десант в тылу вражеских войск, высаженный в соответствии с тактическим замыслом Колчака. За успешные нападения на караваны германских судов, доставлявших руду из Швеции, Колчака представили к награждению орденом Св. Георгия 4-й степени. 10 апреля 1916 года его произвели в контр-адмиралы, а 28 июня назначили командующим Черноморским флотом с производством "за отличие по службе" в вице-адмиралы. Колчак не хотел отправляться на незнакомый ему морской театр. Однако он быстро освоился, уже в июле 1916 года на линкоре "Императрица Мария" участвовал в рейде русских кораблей в Черном море, завязал бой с турецким крейсером "Бреслау". Через месяц под руководством Колчака была усилена блокада Босфора и угольного района Эрегли-Зонгулдак, произведено массированное минирование портов противника, в результате которого выходы неприятельских кораблей в Черное море почти прекратились.
   После Февральской революции Колчак 12 марта 1917 года привел флот к присяге Временному правительству. Моряк активно боролся против революционного "брожения" и постепенного падения дисциплины на флоте. Сторонник продолжения войны до победного конца, он выступал против окончания боевых действий. Когда под влиянием прибывших с Балтики агитаторов матросы начали разоружение офицеров, Колчак в середине июня 1917 года передал командование контр-адмиралу В.К. Лукину […]. Выступив на заседании правительства, Колчак обвинил его в развале армии и флота. В начале августа 1917 года вице-адмирала назначили начальником военно-морской миссии в США. […]
   14 октября главнокомандующий силами Уфимской директории [3] В.Г. Болдырев предложил Колчаку войти в правительство. 4 ноября […] вице-адмирал был назначен военным и морским министром и сразу же выехал на фронт. Деятельность директории, являвшейся коалицией различных партий, включая меньшевиков и эсеров, не устроила Колчака. […] Опираясь на надежные войска, он 18 ноября арестовал членов директории и созвал экстренное заседание Совета министров, на котором его произвели в адмиралы и передали власть с присвоением наименования "Верховный правитель". Колчак предоставил командующим военными округами право объявлять местности на осадном положении, закрывать органы печати и выносить смертные приговоры. Жестокими мерами адмирал боролся с противниками его диктатуры, одновременно при поддержке союзников увеличивая и вооружая свои полки.
   […] Первые удачи обратили на Колчака внимание союзников. 16 января Верховный правитель подписал соглашение о координации действий белогвардейцев и интервентов. Французский генерал М. Жанен стал главнокомандующим войсками союзных государств в Восточной России и Западной Сибири, а английский генерал А. Нокс - руководителем тыла и снабжения колчаковских войск. Значительные поставки военного снаряжения и вооружения из США, Англии, Франции, Японии позволили увеличить к весне численность армий Колчака до 400 тысяч человек. Адмирал организовал наступление. В марте был прорван Восточный фронт Красной армии. […] В результате контрнаступления Красной армии в мае-июне 1919 года понесли поражение и откатились далеко на восток лучшие Сибирская и Западная армии Колчака. Сибирякам не нравилась реставрация самодержавного управления; в тылу ширилось партизанское движение. […] Фронт развалился. Чехи арестовали передвигавшегося под охраной союзных флагов Колчака и 15 января 1920 года на станции Иннокентьевская сдали эсеро-меньшевистскому "Политическому центру". Центр передал адмирала большевистскому Иркутскому Военно-Революционному комитету (ВРК). […] Сначала предполагали отправить Колчака в Москву, но, получив указание из столицы, ВРК расстрелял Колчака […] 7 февраля 1920 года.

http://100top.ru/encyclopedia/

Колчак Александр Васильевич    Александр Васильевич Колчак 1874-1920. До 1917 г. Александр Васильевич Колчак имел известность как блестящий офицер русского флота и ученый-гидролог, исследователь Арктики.
   […] Александр Колчак родился в Петербурге, в семье, имевшей военные корни. Родители отца вышли из Бугского казачьего войска и, по одной из семейных легенд, были предками мусульманского серба Колчак-паши, перешедшего на русскую службу. Отец Колчака был офицером морской артиллерии, братья отца также служили во флоте. Мать, дворянка Херсонской губернии, происходила из семьи донских казаков. Идя по стопам отца, Александр в 1886 г. поступил в Морской кадетский корпус и в период учебы имел большой авторитет среди товарищей. "Ни один офицер-воспитатель, ни один преподаватель, - вспоминал один из кадетов, - не внушал нам такого чувства превосходства, как гардемарин Колчак". По окончании корпуса Александр Колчак отказался от предложенного ему первого места среди выпускников, так как считал более достойным другого, и был выпущен из корпуса вторым.
   В 1895-1896 гг. молодой офицер участвовал в морской экспедиции на Дальний Восток, плавал в Тихом океане, приобщился к океанографическим и гидрологическим исследованиям. По возвращении в Кронштадт опубликовал результаты своих научных опытов. В Петербурге он изъявлял желание поступить к адмиралу С.Макарову на ледокол "Ермак", а когда это не удалось, добился включения его в состав русской полярной экспедиции Э. Толля. В период участия в экспедиции (1900-1902 гг.) Александр Васильевич проводил гидрологические и другие исследования, результаты которых публиковал в "Известиях" Академии наук. […]
   С началом русско-японской войны Колчак добился, чтобы Академия наук отпустила его на тихоокеанскую эскадру. По прибытии в Порт-Артур лейтенант Колчак был назначен вахтенным начальником на крейсер "Аскольд", в апреле 1904 г. он перевелся на минный заградитель "Амур", затем командовал эсминцем "Сердитый". Совершил ряд боевых рейдов, организовывал постановку минных заграждений, за уничтожение японского крейсера "Такасого", подорвавшегося на минной банке, был награжден орденом святой Анны 4-й степени. […]
   В 1906-1909 гг. Колчак работал в Морском генеральном штабе начальником тактического отдела, участвовал в разработке судостроительной программы, преподавал в Морской академии. В […] В 1909-1910 гг. в качестве капитана ледокола "Таймыр" совершил многомесячный переход на Дальний Восток. С осени 1910 г. Александр Васильевич возглавил Балтийский отдел Морского генерального штаба. […] В 1913 г. был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен начальником оперативной части штаба Балтийского флота. […]
   Война выявила выдающиеся способности Колчака как военно-морского деятеля. В апреле 1916 г. он был удостоен чина контр-адмирала, а в июле назначен командующим Черноморским флотом и начальником черноморских портов с производством в вице-адмиралы. […] Твердо взяв управление флотом в свои руки, командующий наладил боевую подготовку экипажей, четко организовал морские рейдовые действия. Под его руководством было осуществлено надежное минирование морских коммуникаций, и до конца командования Колчака флотом ни один неприятельский боевой корабль не выходил из Босфора к берегам России.
   Февральскую революцию 1917 г. Колчак расценил как возможность довести войну до победного конца. Он писал тогда: "Занятия, подготовка и оперативные работы ни в чем не были нарушены, и обычный режим не прерывался ни на час... Флот и рабочие мне верят". Он добился, чтобы учрежденный в Севастополе ЦИК Совета депутатов флота, армии и рабочих был подчинен командующему флотом. Делясь своими впечатлениями о посещении заседаний Совета, командующий заметил: "Десять дней я занимался политикой и почувствовал глубокое отвращение к этой пошлой болтовне".
   Видя продолжение развала российских вооруженных сил, Александр Васильевич призывал прекратить "доморощенные реформы, основанные на самоуверенности невежества". […] 6 июня собрание депутатов Совета приняло решение отобрать оружие у офицерского состава, якобы готовившего "контрреволюционный заговор", и отстранить от должности командующего флотом. Когда представители судового комитета пришли к Колчаку с требованием сдать оружие, он предпочел выбросить свой георгиевский клинок за борт, сказав: "Раз не хотят, чтобы у нас было оружие, - так пусть идет в море". (В конце июня офицеры подняли со дна моря кортик Колчака и вручили его ему с надписью "Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота".) […]
   В начале августа по приглашению американской миссии в России Колчак был командирован в США для оказания содействия союзникам в подготовке военных операций. Приглашение оказалось скорее почетным, чем деловым, и в конце октября русский адмирал принял решение вернуться в Россию, избрав наиболее безопасный в то время путь - из Сан-Франциско на Дальний Восток. […] Известие о намерении Советского правительства вывести страну из войны и подписать мир с Германией потрясло его, в Россию Колчак уже не мог возвращаться. В декабре 1917 г. он обратился к послу Великобритании в Токио с просьбой принять его на английскую военную службу, заявив, что "задача победы над Германией - единственный путь к благу моей родины". Колчак изъявил желание отправиться на помощь англичанам в Месопотамию, но, добравшись до Сингапура, он повернул обратно, английское правительство предложило ему остаться на Дальнем Востоке и оттуда начать борьбу с большевиками.
   С апреля по сентябрь 1918 г. Колчак в Харбине занимался созданием вооруженных отрядов для борьбы с "германо-большевиками". Вскоре ситуация в Сибири позволила ему выехать в Омск: эсеро-меньшевистское правительство Уфимской директории, вставшее в оппозицию к ленинскому Совнаркому, обратилось к вице-адмиралу с просьбой о сотрудничестве. "Сотрудничество" со "Всероссийским правительством Уфимской директории", в котором Колчак получил пост военного и морского министра, завершилось тем, что 18 ноября он при поддержке англичан отстранил Директорию от власти и сформировал новый совет министров, объявивший его Верховным правителем России и главнокомандующим ее вооруженными силами с производством в адмиралы. Возложив на себя чрезвычайные полномочия, Колчак заявил: "Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществлять великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру".
   Колчак опирался на поддержку сибирского казачества и среднего крестьянства, недовольных продразверсткой, на войска чехословацкого корпуса, разбросанные в Сибири, а также на всестороннюю материальную помощь стран Антанты. […] Бросив по призыву Ленина и Троцкого все силы на Восточный фронт, Красная Армия в мае-июне сначала остановила армии Колчака, а затем отбросила их до предгорий Урала. Жесткий порядок военной диктатуры, введенный Колчаком во имя борьбы за "великую и неделимую Россию", и консервативная экономическая политика Верховного правителя усугубляли его военные неудачи. Новое наступление красных армий, продолжавшееся до конца 1919 г., привело белое движение в Сибири к полному поражению. […]
   Использованы материалы кн.: Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.

http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kolchak_pasha.html

Н. Черкашин. Имя Софьи

Остров Беннетта    [...] "Во время моего первого плавания," - вспоминал Колчак, - "главная задача была чисто строевая на корабле, но, кроме того, я специально работал по океанографии и гидрологии. С этого времени я начал заниматься научными работами. Я готовился к южнополярной экспедиции, но занимался этим в свободное время; писал записки, изучал южнополярные страны. У меня была мечта найти Южный полюс...". Кстати, эти его записки высоко оценил адмирал Макаров, найдя эти труды замечательными, и даже представив их в 1899 году на рассмотрение Императорской Академии наук.
   Во время одной из стоянок в Пирее [4] лейтенанта Колчака разыскал барон Толль, следующий к Земле Санникова [5]. "Совершенно неожиданно для себя," - сообщал Колчак, - "я получил предложение барона Толля принять участие в организуемой Академией наук под его командованием северной полярной экспедиции в качестве гидролога. Мне было предложено кроме гидрологии принять на себя еще и должность второго магнитолога".
   […] Для всесторонней подготовки к поиску сибирской Атлантиды лейтенант Колчак был направлен в Главную физическую обсерваторию, где провел три месяца - это было время упорного постижения всевозможных геофизических таинств. Затем последовала стажировка в Норвегии, причем процесс этот проходил под руководством самого Фритьофа Нансена. Наконец, после всех необходимых подготовительных работ и связанных с ними формальностей шхуна "Заря" в июне 1900-го, снявшись с якоря, отправилась в опаснейшее и совершенно неведомое плавание. […]
   "Колчак - не только лучший офицер, но он также с любовью предан своей гидрологии. Научная работа выполняется им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью ученого" - так писал о нем руководитель экспедиции барон Толль. […] И все же, несмотря на все усилия, предпринимаемые каждым из двадцати членов экспедиции, в определенный момент стало ясно, что полярные льды не намерены позволить "Заре" идти дальше на север, к острову Беннетта, откуда барон Толль первоначально планировал совершить бросок на заветную Землю Санникова. Потеряв всякую надежду пробиться к островам на шхуне, Толль принял решение идти туда пешком. Взяв с собой трех спутников и оставив склад продовольствия на Новосибирских островах, он буквально растворился в заснеженной пустыне. Последним распоряжением, ставшим, как выяснилось позже, его последней волей, была просьба увезти "Зарю" в устье Лены, а также доставить в Петербург все собранные за время плавания материалы. […]
   Колчак выполнил последнюю волю Толля. В декабре 1902 года он, выбравшись, наконец, ценой неимоверных усилий из бескрайних ледяных просторов, сделал в Академии наук экстренный доклад о работе экспедиции, а главное - об отчаянном положении барона Толля. Это означало, что счет жизни, если барон со своими спутниками был еще жив, шел на сутки, в крайнем случае на недели. Сам же он, без всякого сомнения, уповал на лучшее - на то, что вся группа под предводительством барона Толля, добравшись до Земли Беннетта, сумела устроиться там на зимовку. Эту позицию разделял и адмирал Макаров, тут же вызвавшийся идти на поиски отважного барона. Но после того как были сопоставлены стоимость одного только угля с возможными сложностями зимовки большого судна во льдах, решение об отказе от поисковой экспедиции стало однозначным.
   И тем не менее Колчак продолжал осаждать Академию наук просьбами о выделении ему минимальных средств для организации спасательной экспедиции и доказывать Ученому совету, что он в состоянии добраться до Земли Беннетта не на шхуне, которая бессильна перед льдами, а по разводьям на легкой шлюпке. Он планировал перетаскивать ее через полыньи между ледовыми полями. Все эти соображения подкреплялись та кои верой в успех дела, такой непреклонной во леи, сквозившей в каждом его слове, что Ученому совету пришлось сдаться и предоставить Колчаку полную свободу действии.
   На следующий день после того, как было получено разрешение, Колчак выехал в Архангельск. Там он подобрал себе шестерых спутников - двух матросов и четырех мезенских добытчиков тюленей и вместе с ними отправился через Якутск и Верхоянск в стойбище, где его уже ожидал с партией в 160 ездовых собак ссыльный студент Московского университета Оленин. После этого они на собаках добрались к устью Лены, где стояла "Заря", сняли с нее вельбот [6], поставили его на нарты и потащили по льдам по направлению к Новосибирским островам.
   […] Они спешили на помощь, идя и днем, и ночью, то на веслах, то под парусом, лавировали между льдинами, невзирая на туман и снежные заносы. Полтора месяца в непросыхающей одежде, без горячей пищи, на одних сухарях и консервах. Не было в истории полярных путешествии такого плавания. 6 августа 1903 г. вельбот, ведомый Колчаком, достиг Земли Беннета - безжизненной скалистой суши, считавшейся неприступной с моря. […] Вскоре одним из экспедиционеров был замечен так называемый гурий - рукотворная горка камней, придавливавшая медвежью шкуру, потом был найден обломок весла, торчавшего из груды камней, а в камнях - бутылка, в которой находились листок с запиской Толля и план острова с помеченной на нем хижиной.
   К ней шли уже не торопясь, спрямляя по возможности путь через лед бухты. В какой то момент прихваченный летним солнцем ледяной покров разошелся и Колчак неожиданно для всех рухнул в образовавшуюся полынью с головой. Его, к счастью, вытащили, переодели и привели в чувство.
   К хижине, сложенной из плавника и камней и крытой медвежьими шкурами, подходили с замиранием сердца, ожидая найти мертвых товарищей, но увидели одну пустоту, забитую лежалым снегом. Разгребли ее как могли, обнаружив лишь ящик с образцами пород, ненужные в дороге вещи и последнее письмо Толля - не жене, а президенту Академии наук.
   […] Нужно было узнать абсолютно точно, сумел ли добраться Толль до Новосибирских островов? Для этого и Колчак, и его спутники вынуждены были повторить свой немыслимый путь, только в обратном направлении. Склад провизии, к которому пробивался Колчак в надежде отыскать следы пребывания Толля, оказался никем не тронутым. И тут спасатели поняли, что им уже ничего не остается делать […]
   Спустя некоторое время, выждав на острове Котельном, когда замерзнет море, Колчак перешел по льду на материк в Устьянск, не потеряв при этом никого из своих спутников. Так закончились обе полярные экспедиции, на которые лейтенант Колчак положил почти четыре года лучшей поры своей жизни. Лишь спустя несколько лет - уже после Русско-японской воины - он обобщил результаты своих изысканий в ставшей широко известной книге "Льды Карского и сибирских морей". Это гидрологическое исследование и по сию пору считается классическим. В 1928 году оно было переиздано американским Географическим обществом под названием "Проблемы полярных изыскании". […]
   ...Колчак назвал открытый им остров в честь своей невесты - Островом Софьи, который и по сей день значится на всех существующих морских картах. […]

"Вокруг света" № 6 (2741), июнь 2002 г.
http://navylabs.cort.ru/navy/kolchak/

  [1] Норденшельд Нильс (1832-1901) и Нансен Фритьоф (1861-1930) - шведский и норвежский исследователи Арктики, иностранные члены Петербургской Академии Наук. Нансен в 1922 получил Нобелевскую премию мира за организацию помощи голодающим Поволжья.
  [2] Витгефт Вильгельм Карлович (1847-1904), контр-адмирал. Приняв командование Дальневосточной эскадрой после смерти С. О. Макарова, отказался от активных действий.
  [3] Демократическое антибольшевистское правительство, возникшее на Урале после свержения советской власти в Сибири летом 1918 г.
  [4] Один из крупнейших портов Греции.
  [5] Земля Санникова - "остров" в Сев. Ледовитом океане, к северу от Новосибирских островов; впервые о нем сообщил Я. Санников в 1811. Несмотря на усиленные поиски, в 1-й половине XX века было установлено, что Земля Санникова не существует. По-видимому, она была разрушена морем и исчезла подобно ряду других островов, сложенных главным образом ископаемым льдом (из энциклопедии Кирилла и Мефодия).
  [6] Вельбот (от англ. whale-boat - китобойная шлюпка). Лёгкая быстроходная 4-8-весельная шлюпка с острым носом и кормой, обычно с небольшой мачтой (из энциклопедии Кирилла и Мефодия).

к перечню
Hosted by uCoz