Важнейшая веха революции 1905 года - Манифест 17 октября, провозгласивший дарование в стране конституции и законодательного парламента. Ещё раньше, чем эти меры были воплощены, начали создаваться политические партии. Самые известные из умеренных партий (не революционных, но и не явно консервативных) - октябристы и кадеты. Сравните выдержки из их программ. Попробуйте установить различия партий в важнейших вопросах - политическом (о государственном устройстве), крестьянском, рабочем, национальном. Как Вы думаете, какая из этих партий более умеренна, какая - более склонна к реформам? В каких требованиях это проявляется?
Время выступления - 5 минут. Высшая оценка - 5 баллов. В первую очередь учитываются точность излагаемых фактов (соответствие действительности) и чёткость (разница между партиями должна стать для слушателей очевидной). Чрезмерная продолжительность выступления рассматривается как недостаток.
[…] Новый порядок […] налагает на всех, кто искренне желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и законности, кто отвергает одинаково и застой, и революционные потрясения, священную обязанность в настоящий момент […] дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в манифесте 17 октября, настоять на возможно скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственной властью с прочными гарантиями их незыблемости, и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.
[…] Великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм и грозящая уже не только процветанию, но и самому существованию нашего отечества, призывает всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая […] одна только в состоянии путем мирных реформ вывести страну из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопасность.
С этой целью […] образуется союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так и целые партии, программа коих в основных чертах совпадает с программой союза. Союз этот получает наименование "Союз 17 октября" и провозглашает следующие основные положения:
1. Сохранение единства и нераздельности Российского Государства
[…] Положение это обязывает противодействовать всяким предположениям, направленным прямо или косвенно к расчленению Империи и к замене единого государства государством союзным или союзом государств. […]
Исключительно за Финляндией признается особое положение, дающее ей право на известное автономное государственное устройство при условии сохранения государственной связи с Империей.
2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном праве
Это положение обязывает к признанию начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение, далее, призывает к коренному преобразованию нашего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных трудах и управлении страной. […]
Только […] путем единения Монарха с народом может быть создана та сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир
3. Обеспечение гражданских прав
В политически свободном государстве должна господствовать и гражданская свобода […]
Сюда входят прежде всего: свобода вероисповеданий, свобода слова, устного и печатного, свобода собраний и союзов. Сюда же относится обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечение свободы труда, промышленности, торговли, свободы приобретении собственности и распоряжения ею. Гражданская свобода предполагает также неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности граждан.
4. Неотложность созыва Государственной Думы
[…] Союз высказывается против созыва учредительного собрания, которое только отдалит столь желанный час успокоения страны.
Государственная Дума первого призыва должна взять на себя проведение ближайших на очереди политических реформ, направленных к усовершенствованию народного представительства […] и […] должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения следующие вопросы первостепенной государственной важности:
а) Крестьянский вопрос
Из насущных реформ на первом месте должны быть поставлены меры к решительному и бесповоротному приобщению крестьян к полноте гражданских прав наравне с остальными гражданами […] мерами к подъему крестьянского благосостояния являются: регулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности Крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению, признание государственных и удельных земель фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание чересполосных крестьянских и помещичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной цельности владений, и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью.
б) Рабочий вопрос
[…] Союз полагает, что Дума должна поставить себе общую задачу пересмотра, усовершенствования и расширения законодательства о рабочих […] Сюда […] относятся меры по обеспечению рабочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, меры к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда, меры к ограничению рабочего времени для женщин и детей и в особо вредных для здоровья производствах.
Вполне признавая свободу профессиональных союзов и свободу стачек как средство защиты рабочими своих интересов, следует, однако, признать необходимым законодательным путем регулировать условия этой экономической борьбы. […]
http://www.hrono.ru/dokum/soyuz1710.html
(Проект: Хронос)
I. Основные права граждан
1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.
2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания […] Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.
3 Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. […]
4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.
5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.
6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т.п.
7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны […]
8. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе, как на основании закона - судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.
9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.
10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской Империи и обеспечены судебной защитой.
11. Основной закон Российской Империи должен гарантировать всем населяющим Империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан право свободного культурного самоопределения […]
12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота […] Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего образования на родном языке.
II. Государственный строй
13. Конституционное устройство российского государства определяется основным законом.
14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.
15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в Контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации. […]
18. Членам собраний народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.
19. Министры ответственны перед собранием народных представителей […]
III. Местное самоуправление и автономия
20. Местное самоуправление должно быть распространено на всероссийское государство. […]
25. […] В Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участии в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. […]
26. […] Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. […]
V. Финансовая и экономическая политика
30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственного увеличения затрат государства на действительные нужды народа.
31. Отмена выкупных платежей. […]
VI. Аграрное законодательство
36. Увеличение площади землепользования […] безземельных и малоземельных крестьян […] государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения […] за счет государства […] частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.
37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. […]
38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. […]
VII. Рабочее законодательство
41. Свобода рабочих союзов и собраний.
42. Право стачек. […]
44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня […] По вопросу о немедленном распространении избирательного права на женщин меньшинство осталось по практическим соображениям при особом мнении, в сипу чего съезд признал решение партии по данному вопросу необязательным для меньшинства.
45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.
http://www.hrono.ru/dokum/kadety1905.html
(Проект: Хронос)