Алексей Кириллов

ЕГЭ. История. Методы выживания

  часть 1
  часть 2
  часть 3
  часть 4
  часть 5

   на заглавную

- И зачем мне это читать?
- Чтобы лучше сдать ЕГЭ по истории.
- Неужели после одной лишь статьи я буду лучше знать историю?
- Нет, но сможете лучше использовать имеющиеся знания.

   Предыстория
   Историю в новосибирской ФМШ я преподаю с 2001 года, но с ЕГЭ столкнулся впервые в 2009-м. Тогда я получил задание подготовить консультацию для желающих сдавать ЕГЭ. Задание воспринял серьёзно, потому что свеж был опыт Ивана Иванова (назовём его так). Лучший за многие годы знаток истории среди фмшат, без единой ошибки прорешавший части А и Б, потерял едва ли не все возможные баллы на части С - а это третья часть оценки. Та история имела счастливый конец (Иван Иванов всё равно поступил в МГИМО - благодаря победе на всероссийской олимпиаде). Но вселяла весомые опасения, и прежде всего - насчёт части С.
   Чтобы уж сразу покончить с частями А и Б, скажу, какова особенность у них. Каверза этих вопросов - в том, что неясно заранее, какой факт надо знать, а какой - не надо. Нет такого перечня, который бы можно было полностью вызубрить и быть уверенным, что знаешь все названия, даты, имена, которые могут возникнуть в вопросах. Значит, надо учить возможно больше - только и всего. Это большая, трудная, самостоятельная работа.
   Но ведь Иван Иванов факты знал отлично, и соображал - будь здоров, а часть С завалил. Что же может в этих условиях обычный школьный хорошист или отличник?
   Изучив десятка полтора вариантов части С, я вывел несколько правил, которые предложу ниже. При этом я пользовался настоящими заданиями 2008 года (с ответами). Впрочем, те же выводы можно сделать и на основе пробных заданий, которые каждый год выкладываются на www.ege.edu.ru.

   Трудности, которые нас не пугают

   Коварство части С - в том, что эти вопросы, вроде бы, требуют самостоятельности. Требуют предложить собственную (особенную, стало быть, и неповторимую) формулировку ответа. Но эта формулировка должна укладываться в "правильный ответ", заготовленный авторами вопроса. Если ответ демонстрирует отличное знание фактов и блестящее умение убедительно обосновывать самостоятельную точку зрения, но при этом не соответствует "патентованному ответу", то это - ноль баллов. Даже сознательный проверяющий не оценит ответ по существу, если это существо расходится с "ключом". Потому что если проявить инициативу, то оценка наверняка разойдётся с оценкой второго проверяющего (каждую работу независимо проверяют двое). В результате работа будет отдана на перепроверку третьему, а первый или второй (или оба) потеряют в рейтинге.
   Итак: отвечая на часть С, надо не только проявить знание истории и понимание истории, но и понимание замысла составителей вопроса (какой ответ они предполагают в качестве правильного). Другими словами: смысл ЕГЭ - совсем не тот, что смысл, к примеру, устного университетского экзамена. Это не праздник мысли, не личное общение двух умных людей, а проверка на умение соответствовать массовым требованиям.
   Это не исключает содержательного, глубокого ответа. Но глубина и сила мысли - это программа-максимум. Она должна надстраиваться над программой-минимум. А программа-минимум должна соответствовать стандарту конвейера. Всё это я говорю не для того, чтобы разругать ЕГЭ. Это просто описание его особенностей. Чтобы подобрать инструмент, надо знать, какие преграды придётся преодолевать.
   Орудия победы будем ковать на примерах из жизни, то есть, из ЕГЭ. Все примеры связаны с особенно мне любезной пореформенной Россией. Будем считать это маленьким капризом, но не помехой выведению общих правил.
   
   Вопрос на знание и первая пятёрка правил

   Вопрос из ЕГЭ:

   Приведите не менее трёх положений, раскрывающих характерные черты творчества, деятельности художников-передвижников.
   Укажите фамилии не менее двух художников-передвижников.


   Прежде чем заглядывать в правильный ответ, я попробовал ответить сам. Пожалуй, будет полезно, если и Вы попробуете это сделать. Когда решите - посмотрите, что получилось у меня.

Rambler's Top100
Hosted by uCoz